ЕвроПРО и риски новой гонки вооружений

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Провал переговоров по ПРО и выступление Д.А.Медведева, предупредившего в связи с этим о возможных ответных мерах РФ, ещё раз подтвердили: США и НАТО не прекратили гонку вооружений с распадом СССР, а перевели её в иную плоскость; цель новой гонки вооружений - нейтрализовать ракетно-ядерный потенциал России, создать предпосылки для безнаказанной агрессии против неё. Государственно-политическое и экономическое возрождение России, укрепление с начала 2000-х гг. оборонного потенциала воспринимается политическими кругами Запада как вызов. (1)

С точки зрения американских политических верхов, угрозу Соединённым Штатам представляет любая достаточно сильная и самостоятельная держава, не подчиняющаяся воле США и не обслуживающая американские интересы. Особенно это относится к России.

Причины агрессивности внешней политики США носят глубокий характер. Не должно быть даже малейших иллюзий по поводу добровольного согласия США на равноправные партнёрские отношения с самостоятельной Россией. Нет оснований считать, что США в обозримом будущем откажутся от стремления так или иначе обесценить российский ядерный потенциал, и ЕвроПРО здесь - лишь одно из средств, некий промежуточный этап.

Упорство США в реализации своих противоракетных планов в Европе и, как следствие, опасность нейтрализации российского ядерного потенциала вынуждают Россию отвечать на военные угрозы собственной безопасности. По сути это означает, что США провоцируют Россию на втягивание в гонку вооружений. Можно ли избежать втягивания в такую гонку и при этом полностью обеспечить военную безопасность страны? Скорее всего, нет. Однако в силах России избежать повторения неблагоприятных сценариев противостояния США и СССР времён холодной войны, а также сопряжённых с ними рисков и угроз. Более того, в силах России навязать Соединённым Штатам невыгодный им сценарий гонки вооружений.

Риск симметричных ответов. Поскольку логику противостояния с Россией навязывает США, постольку они выбирают в этой гонке заведомо более выгодные для себя военно-технические, технологические, экономические и иные способы, средства, решения. Симметричные ответы втянули бы Россию в весьма рискованную гонку вооружений и измотали бы её больше, чем её соперника. Поиск малозатратных, асимметричных, но эффективных ответов в ситуации с ЕвроПРО США должен, видимо, стать одним из принципов оборонной и внешней политики России вообще. Тем более что хороший задел инженерных идей в области поддержания асимметричного стратегического паритета с потенциальным противником в России имеется.

Применение асимметричных мер должно носить комплексный характер и применяться не только в  военной, но и во внешнеполитической, дипломатической и иных областях.

Риска полномасштабной новой холодной войны, то есть затяжной конфронтации с  объединёнными силами Западного мира,  России в любом случае следует избегать. При разумной политике ядерного сдерживания это вполне реальная задача. Плацдарм для новой гонки вооружений переместился из Западной Европы в Польшу, Румынию, Чехию, Болгарию, а также Турцию, то есть ближе к российским границам. Укрепление взаимовыгодных отношений РФ со «старой Европой», в том числе по линии энергетического партнёрства, является, в принципе, надёжным средством избежать антироссийского единства Европы  и участия европейцев в гонке вооружений на стороне США.

Помогло бы укреплению позиций России и её содействие планомерному развёртыванию нового международного антивоенного движения.

Потенциально союзником России в новой гонке вооружений является КНР. Представляется, что в Китае весьма озабочены возможностью отразить ракетно-ядерные удары с американских подводных лодок, наносимые из прибрежных морей, с помощью стратегической системы противоракетной обороны на Аляске и в Калифорнии (GBI), а также ПРО на боевых кораблях США, на базах и кораблях Японии (система «Иджис СМ-3»). (2) У Китая имеется несколько возможностей решения проблемы ПРО США в Северотихоокеанском регионе, и все они обрекают американцев на огромные ресурсные затраты. Выход Китая на мировые лидерские позиции уже фактически поставил перед политическим руководством страны вопрос о приведении военной мощи страны в соответствие с экономической. Противодействие США Китаю здесь неизбежно.

Риск экономического изматывания страны является прямым следствием стратегии «симметричных ответов» и успешно нейтрализуется неукоснительным соблюдением доктрины «оборонной достаточности» и стратегией «асимметричности». Стратегия «асимметричных ответов» - это стимул к принципиально новым научным и технологическим достижениям и, как следствие, к удержанию приоритета в инновационном развитии не только ВПК, но и экономики вообще. РФ лишена многих существенных недостатков советской экономической системы, которые помешали Советскому Союзу выиграть гонку вооружений. Отладив механизмы перемещения наукоёмких технологий из ВПК в гражданские отрасли в рамках потенциально намного более эффективной, чем советская, экономической системы регулируемого рынка и государственного капитализма, Россия сможет успешно провести остро необходимую ей комплексную модернизацию всего народного хозяйства.

Как ни парадоксально, стратегией Москвы могло бы стать превращение навязываемой Соединёнными Штатами гонки вооружений в «гонку технологических инноваций». РФ обладает необходимым комплексом ракетно-ядерных и иных военных технологий критической важности, что сводит риск отставания в подобной «гонке к нулю. Советские технологические заделы вполне достаточны как стартовая площадка для ускорения собственных наукоёмких технологических разработок по широкому спектру применения. Что, собственно, и происходит, например, с ГЛОНАСС.  

Разумеется, фундаментальные предпосылки экономической устойчивости могут быть созданы только при условии качественного совершенствования социально-экономической системы, а также системы государственного управления. Однако именно сверхзадача обороны страны - лучший стимул для этого. 

Риск психологической войны и информационных операций по дискредитации международной позиции России. США и в годы холодной войны, и в постсоветское время почти никогда не вели равный и открытый диалог с российскими партнёрами.  Традиционная американская практика - обставление дополнительными условиями каждого шага в переговорах, попытки переиграть российскую сторону закреплением всякого рода технических и юридических лазеек в соглашениях, увязка с разоруженческими вопросами побочных интересов, вольные трактовки достигнутых договорённостей, развёртывание лживого агитпропа, информационные провокации и т.д. Пример такого поведения США и НАТО демонстрируют и в переговорах по ЕвроПРО, и в своём отношении к ДОВСЕ.

Пример с ДОВСЕ вообще очень показателен. Сначала США и НАТО использовали этот договор как рычаг давления, добиваясь вывода российских войск из Грузии и Приднестровья (хотя это не предусмотрено Договором), а затем отказались охватывать ограничениями по вооружениям новых членов альянса. А когда 12 декабря 2007 г. Москва ввела в действие мораторий на исполнение ДОВСЕ, со стороны США и НАТО зазвучали лицемерные «сожаления».  

Российской стороне важно избежать тех ошибок в тактике ведения переговоров и в их информационном сопровождении, которые часто допускал Советский Союз. Излишнее засекречивание ответных мер лишает возможности объяснить миру их действительные причины. США всегда получали в этих случаях преимущество в навязывании собственных трактовок действий российской (советской) стороны.

Необходимость давать адекватный ответ на вызовы США так или иначе уже поставила в повестку дня все обозначенные выше проблемы. Успешная нейтрализация возникающих при этом рисков возможна лишь при одном непременном условии, которое точно сформулировал генерал-полковник Л.Г. Ивашов:

«В отношениях СССР (Россия) – НАТО наблюдается определенная закономерность: компромиссы, оформленные в виде договоров и соглашений, становятся возможны лишь в условиях силового превосходства восточной стороны или, по крайней мере, при паритете сил. Так было с договорами по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений), СНВ-1, СНВ-2, РМСД и некоторым другим. … Однако ни разу Запад не шел на равноправные договоренности по ограничению или сокращению вооружений, если ощущал свое превосходство». (3)

Абсолютно точное наблюдение!

Цель российской политики ядерного сдерживания – принуждение политического руководства США к равноправному партнёрству с РФ в вопросах разоружения и  к более ответственному поведению на международной арене - может быть достигнута только и исключительно «с позиции силы»…

___________________________

(1) https://www.fondsk.ru/pview/2011/11/26/finish-perezagruzki.html

(2) http://vpk-news.ru/articles/8379

(3) http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1043