Аргентина: очередной удар по неолиберальной догме

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Нет ничего удивительного в том, что решение правительства Кристины Фернандес о национализации 51% компании Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF), которая является «дочкой» испанской Repsol, Запад воспринял в штыки. С заявлением об этом Кристина выступила 16 апреля. Несколькими днями позже было объявлено о планах ренационализации компании YPF Gas. И для Испании, и для всех стран Запада это решение аргентинцев стало очередным вызовом их интересам. Если позволить Аргентине подобное «самоуправство», то её примеру могут последовать и другие. 

Стоит напомнить, что именно с Латинской Америки в 80-х годах началась повальная эпидемия неолиберальных реформ. Основной лозунг новой доктрины – «свободный рынок решит все проблемы» - в экстазе повторяли политики, финансисты, журналисты, обслуживающие интересы мирового (теневого) правительства, космополитический состав которого частично представлен номенклатурой Бильдербергского клуба. 

Под прикрытием «инновационной» стратегической концепции приватизационные процессы начались от Мексики до Аргентины и Чили. Успешнее всего этот процесс шёл там, где его «обеспечивали» военные диктатуры. Этот опыт, прежде всего чилийский, по компрометации государственного управления и подстёгиванию народного недовольства продовольственно-товарными «нехватками» стал широко использоваться эмиссарами неолиберализма по всему миру. 

На практике приватизация обернулась грабежом национального достояния «подопытных» государств. Поживились все те, кто оказался в сфере притяжения власти и «уполномоченных» реформаторов от финансово-экономических групп и ТНК. 

На саморазоблачение мифа об идеальном неолиберальном капитализме хватило двадцати лет. Череда финансово-экономических кризисов, рост социально-политических протестов, борьба за рынки и особенно за месторождения углеводородов и перспективные маршруты нефте- и газопроводов не раз оборачивалась войнами: Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия. На очереди – блицкриг США - Израиля - НАТО против Ирана.

Перспектива глобальной военной диктатуры США вызывает понятную обеспокоенность всех здравомыслящих политиков, отстаивающих национальные интересы. Страны, действительно дорожащие своим суверенитетом, стремятся дистанцироваться от Империи. И не только из-за угрозы втягивания в её агрессивные авантюры, но и потому, что всё очевиднее губительность насаждаемого ею неолиберального порядка. Особенно заметен этот процесс в Латинской Америке, где в странах ALBA (Боливарианского альянса народов Латинской Америки) стратегически значимые объекты государственной собственности оберегаются от приватизации, финансово поддерживаются, поэтапно модернизируются. Привлекая инвестиции в эти отрасли, «популистские» правительства Венесуэлы, Эквадора, Боливии и Никарагуа сохраняют контрольные функции, определяют задачи и рубежи их развития. 

По мнению западных экспертов, президент Аргентины Кристина Фернандес под влиянием «радикально настроенных» политиков и экспертов из своего окружения всё больше склоняется к «популистским» методам хозяйствования Уго Чавеса, надёжного союзника Аргентины со времён Нестора Киршнера. Это Чавес в самый разгар кризиса помог Аргентине инвестициями, кредитами, масштабными закупками сельскохозяйственной продукции. Принимая решение о национализации испанской компании Repsol, правительство Кристины Фернандес учитывало опыт «популистских» стран.

Ущербная, крайне невыгодная для Аргентины приватизация нефтяной компании YPF испанцами была осуществлена в период президентства Карлоса Менема. Тогда много говорили о полученных им и его близким окружением «комиссионных». В итоге возникла компания Repsol YPF. Об эффективности её деятельности (с точки зрения интересов Аргентины) говорят такие факты: за последние годы страна превратилась из экспортёра в импортёра энергоресурсов. В прошлом году впервые за четверть века энергетический торговый баланс страны стал отрицательным: было ввезено энергоресурсов на 3,5 миллиарда больше, чем экспортировано. При этом компания сократила вложения на ведение геологоразведки.

Кристина Фернандес с полным основанием обвинила испанских хозяев компании в том, что они нацелены только на извлечение максимальной прибыли от эксплуатации аргентинских месторождений. Вывод аргентинских экспертов категоричен: хищнический подход Repsol к повышению рентабельности грозит полным истощением месторождений. Испанские собственники целенаправленно подрывают устои энергетической безопасности Аргентины. По разным каналам поступала информация о том, что Repsol вела тайные переговоры с рядом потенциальных покупателей, в том числе с китайцами, о продаже аргентинских активов. 

Ренационализация YPF побудила Мадрид к формированию своего рода «блока неолиберальной солидарности». «Если где-то в мире будут осуществляться враждебные действия в отношении испанских компаний, правительство будет рассматривать их как враждебное отношение к Мадриду», – заявил испанский министр промышленности Хосе Мануэль Сория. «Незаконную экспроприацию» Repsol осудили США, Великобритания, ЕС, МВФ, Всемирный банк и примкнувшие к ним страны с правоцентристскими правительствами - Мексика, Чили, Колумбия. Требования Испании о выплате компании Repsol компенсации в 8 млрд. евро широко тиражируются западными СМИ.

Североамериканские газеты не поскупились на оскорбительные выпады в адрес Кристины. «The Wall Street Journal» обвинила её в «ограблении» YPF и разжигании национализма в Аргентине. Газета также призвала исключить Аргентину из «Группы 20». «Washington Post» заклеймил Кристину «популистской», «отклонившейся» от стратегии «экономического прогресса», которой придерживаются соседи Аргентины. В виду имеются, скорее всего, Чили и Перу. 

Западная пропаганда распространяет тезисы о том, что национализация YPF серьёзно навредит Аргентине. Утверждается, что компании, которые планировали открыть свои производства в стране, теперь воздержатся от реализации проектов. Сократится объём инвестиций, поскольку угроза радикализации режима «всё более очевидна». Тем не менее страны ALBA и Бразилия поддержали Аргентину. С их стороны аргументация выдвигается иная. Нефть и газ – основа энергетической безопасности. Допуск транснациональных компаний в эту ключевую сферу экономики чреват утратой суверенитета, свободы принятия стратегических решений. 

Испания, которая беспощадно эксплуатировала индейские народы, в годы приватизации осуществила новое завоевание континента и продолжила практику выкачивания ресурсов в современных условиях, хотя теперь имеет дело с суверенными государствами. Более того, в Венесуэле, Эквадоре и Боливии персонал официальных испанских миссий участвовал в заговорах, организуемых спецслужбами США. Главное обоснование подобной активности представителей Испании - расширение возможностей для экспансии испанских компаний и банков. Repsol YPF на латиноамериканском континенте чувствует себя хозяином, отсюда бесконтрольность, утаивание доходов, экологический беспредел, наглое вмешательство во внутренние дела. В ряде случаев по каналам Repsol финансировались подрывные организации, подкупались должностные лица, в том числе руководители индейских организаций. Их «сотрудничество» облегчало получение разрешений на нефтедобычу в зонах обитания коренных народов. 

В Сенате обсуждение документа Кристины Фернандес прошло 25 апреля. Как и следовало ожидать, он был одобрен большинством голосов. На следующей неделе аналогичная процедура пройдёт в Палате депутатов. Ожидается, что и сторонники Кристины, и оппозиция поддержат инициативу. Аргументов «за» более чем достаточно. Национализация месторождений углеводородов, усиление контролирующей роли государства в их эксплуатации и коммерциализации положительно сказалось на финансово-экономической и социальной ситуации в Венесуэле, Боливии и Эквадоре. Аргентина сумеет преодолеть временные трудности, создаваемые «западной коалицией», и добьётся успеха. Тем более поддержка со стороны Mercosur и ALBA гарантирована. 

Экс-президент Менем, ныне сенатор, главное действующее лицо нефтяной приватизации 90-х годов, встретился с журналистом накануне дискуссий в Сенате. Менем без раздумий ответил на вопрос о том, какой позиции он придерживается: 

- Конечно, я приму участие в заседании и поддержу предложение о возвращении YPF под контроль государства. 

- Но как это возможно, ведь именно вы приватизировали компанию. 

- Это так, но мы живём в иную эпоху, полностью отличную от прежней. Времена меняются. Изменилась ситуация. 

Это признание Менема СМИ практически замолчали. Есть страны, в которых энтузиасты тотальной приватизации и «свободного рынка» всё ещё манят в область неолиберальных миражей, продолжая руководить экономикой и финансами в своих странах так, словно со всего мира не поступает сигналов обречённости этой модели.