«Республика Косова»: курс – в НАТО

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Принятая в начале января 2013 г. сербской Скупщиной Резолюция по Косову и Метохии, с одной стороны, не является принципиально новым шагом, поскольку не противоречит ни плану М.Ахтисаари, ни так называемому Плану четырех пунктов Б.Тадича. С другой стороны, она имеет судьбоносное  значение, поскольку расставляет все точки над i в общественно-политических дебатах. Власти продиктовали свою волю: «действовать не на основе мифов и сказок», «не жертвовать ради сербов севера миллионами других жизней», «спасти то, что еще можно спасти», руководствуясь суровыми политическими реалиями. Резолюция содержит формулировку о «готовности Сербии пойти на дополнительные уступки» с примечанием, «если эти уступки не будут противоречить ее государственным и национальным интересам» (хотя заключенные с Приштиной договоренности этим интересам как раз и противоречат). И всё это – во имя достижения «устойчивого мира и обеспечения полной безопасности для всех людей» (1). 

Белград сдал позиции, пошёл на признание независимости Косова теперь уже и де-юре (признание де-факто состоялось раньше, оно вытекало из факта появления «Приштинской таможни» на границе с Сербией). Содействие полному оформлению и укреплению «Приштинской государственности» происходит как раз в отрыве от политических реалий. Обратимся только к одному из сюжетов, развитие которого сводит на нет все утверждения насчёт «лучшей жизни граждан Косова и Метохии, мира и стабильности и европейского будущего Сербии и  региона».  

Как известно, если одна сторона отступает, другая напременно начинает наступление. Так, 13 января 2013 г. «Приштинская власть» заявила о начале реализации своего очередного плана – трансформации Косовских сил безопасности (КСБ) в «Армию Косова». Официально об этом заявил командующий КБС Агим Чеку, объявивший сферой компетенции будущей армии «реагирование на чрезвычайные ситуации, ликвидация взрывчатых веществ и гражданская защита» (2). Чеку последователен в своих действиях.  Его заявление точно воспроизводит сказанное им еще в марте 2011 г.: «В 2013 году у Косова будет свое вооруженное формирование, аналогичное другим армиям региона» (3). Главная роль в данном процессе отводится армии США.  

Подготовкой преобразования КСБ в Армию Косова стало официальное заключение КФОР/НАТО о состоянии КСБ, сделанное в конце декабря 2012 г. В заключении говорится, что «Косовские силы безопасности добились за последние три года значительного прогресса»; КСБ ожидает предоставление статуса «полной боевой готовности» (главный качественный показатель состояния войск). Окончательное политическое решение должен вынести Совет НАТО в июне 2013 г. 

Еще летом-осенью 2011 г., когда подразделения КФОР и ЕУЛЕКС применили силу, включая использования оружия против сербского гражданского населения с целью принудить сербов севера края подчиниться власти «Республики Косова»,  Приштина высказалась по поводу главной боевой задачи КСБ предельно ясно. «Республика Косова» планирует применить подразделения КСБ на севере Косова и заменить ими КФОР/НАТО на границе с Сербией. Об этом заявил «премьер» Х.Тачи на совместной с Ангелой Меркель пресс-конференции 21 декабря 2011 г. Тачи подчеркнул, что «Косово сформировало структуры безопасности, способные защитить мир и порядок во всех частях государства» (4).  Известно и  программное высказывание Тачи: «Не будет ни сецессии, ни специального статуса, ни автономии для какой бы то ни было части нашей страны» (5). В апреле 2012 г. КСБ начали отрабатывать боевые навыки: провели показательные десятидневные военные учения «по разрешению чрезвычайной ситуации» в районах Печ, Гнилане и Призрен под контролем КФОР (6). 

В состав КСБ входят бывшие боевики террористической Армии освобождения Косова (АОК). Обучена АОК была иностранными военными специалистами по стандартам НАТО. Большинство боевиков АОК в период с 1990 по 1996 гг. прошли диверсионно-террористическую подготовку на базах в Албании. Известны тренировочные лагеря в таких местах, как Тирана, Элбасан, Драч, Кукес, Крума, Байрам Цурия, Тропоя и др. на севере страны. Подготовке боевиков содействовали официальные органы власти Албании, включая разведку SHIK, полицию, армию, посольства и др. В состав АОК входили иностранные «псы войны»: батальон «Атлантический» включал наемников из США и Канады; «Абу Бекир Садик» и «Браво» - наемников из арабских стран и Афганистана.  

После военной агрессии НАТО против Югославии в 1999 г. АОК не была разоружена. Прикрываясь Резолюцией 1244, требовавшей демилитаризации АОК, она тут же (сентябрь 1999 г.) была трансформирована в Косовский защитный корпус (КЗК) и Косовские полицейские силы (КПС). Однако характер ее деятельности и боевые задачи не были изменены. Согласно данным ряда западных спецслужб, погромы неалбанского населения в марте 2004 г. организовала Албанская национальная армия («филиал» АОК, созданный в 2001 г. и показавший себя в террористических атаках на Македонию), вероятно, при сотрудничестве с КЗК (7).  Беспрепятственно продолжает свою деятельность и албанская разведка SHIK. В начале февраля 2012 г. заместитель председателя косоварского движения «Самоопределение» Реджеп Селими, бывший соратник Тачи, с трибуны «косовского парламента» заявил о подрывной деятельности SHIK, которая угрожает (в том числе физической ликвидацией) политическим противникам «тирании Х.Тачи» (8).

В 2009 г., согласно плану Ахтисаари, КЗК был преобразован в Косовские силы безопасности. Германия выделила на это 7 мнл евро (9).  Поддержку Косовским силам безопасности оказывали и США, выделившие в июне 2011 г. на их развитие 2,5 млн долларов. По этому случаю и.о. посла США в Приштине Майкл Мерфи выразил уверенность в том, что в будущем КСБ интегрируются в атлантические структуры (10). Тогда же командующий КФОР Эрхард Билер предложил главе Генштаба Армии Сербии М. Милетичу включить КСБ в программы регионального сотрудничества в сфере безопасности (11).  Затем  27 июня 2012 г. вступило в силу соглашение США с «правительством Косова» SOFA. Одним из пунктов является расширение в рамках Программы государственного партнерства сотрудничества КСБ с Национальной гвардией  штата Айова. Национальная гвардия является своеобразным патроном Косовских сил безопасности. США, помимо прочего, ежегодно выделяют «Республике Косова» 5,5-7 млн долларов на обучение, военное снаряжение и оборудование. Обучение военнослужащие КСБ проходят в Военной академии Форт Блиссе (Техас) и в нескольких военных колледжах США; в Германии у них проводятся военно-тактические учения. Реджеп Селими, член «косовского парламента», курирующий КСБ, говорит: «Мы хотим закончить нашу работу как можно скорее, поэтому мы должны вступить в НАТО» (12). 

КСБ размещены в девяти казармах на территории Косова в таких географических пунктах, как южная Митровица, Приштина, Исток, Печ, Призрен, Урошевац и Гнилане. Центром обучения КСБ в настоящее время является американская база «Монтейт» в Гнилане, вторая по численности военного персонала после базы «Бондстил». Давно уже не секрет, что в «Республике Косова» проходят диверсионно-террористическую подготовку боевики «сирийской оппозиции». Косово превращается в мощный комплексный военный полигон. Задействована также и Албания – здесь в старых лагерях АОК на севере страны и по сей день расквартированы американские силы быстрого реаргирования (13). 

Вооружение Косовских сил безопасности постоянно пополняется. Пути снабжения Косова оружием идут из Тетова (северо-запад Македонии) через Кукес к Призрену и Печи; из Черногории через Рожай до Печи; через Нови Пазар (Сербия) к южной части Косовской Митровицы. И это притом, что сербы подвергаются арестам и преследованиям даже за охотничьи ружья (14).  Кроме того, подразделения подвергшегося сокращению КФОР оставили КСБ бронетранспортеры, вертолеты и другую технику. Чаще всего военнослужащие КСБ вооружены «калашниковыми», германскими винтовками «Хеклер и Кох» и австрийскими пистолетами «Глок». Инструкторами КСБ являются иностранные военные специалисты из частных военных компаний (например, американской «MPRI»). Немало у КБС и оружия немецкого происхождения; Германия также снабжает будущую Приштинскую армию военным транспортом - грузовиками и джипами (15). 

* * *

Косовские сербы, оказавшиеся за новой границей и брошенные на произвол судьбы,  не смогут противостоять военной мощи НАТО и албанских диверсионно-террористических групп. Наступление второй фазы территориальной дезинтеграции Сербии после того, как от неё отделили Косово, похоже, уже не предотвратить. Забыть о «косовском кошмаре» и «зажить мирно и счастливо» не получится.  Сегодня под вопросом способность Белграда контролировать юг страны, схожая ситуация складывается в Рашской области («Санджак»). Сербский национальный вопрос, суть которого в прямой угрозе существованию сербского народа, встаёт в полный рост... 

(4) b92.net
(7) Бецић Г. Настанак, развоj и перспектива косовских бдезбедносних снага на Косову и Метохиjи // Министарство одбране Републике Србије
(11) blic.rs