Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В новом ежеквартальном докладе для Конгресса CША, подготовленном аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане, сообщается, что США оказывают содействие этой стране в создании железнодорожной сети, которая будет соединена с железными дорогами Центральной Азии.

В докладе говорится, что Афганистан до сих пор является белым пятном на железнодорожной карте Азии, а новые маршруты дадут возможность приграничным с Афганистаном республикам региона - Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану – получить выход на мировые рынки через иранский порт Бендар-Аббас. Он также «создаст новый железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было».

Согласно проекту Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (Central Asia Regional Economic Cooperation), в Афганистане должно быть построено порядка 2 тысяч километров железных дорог. За финансирование отвечают Азиатский банк развития, ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд. При этом деньги в другие железнодорожные проекты на территории Афганистана вкладывают и отдельные страны (например, Индия). Как сообщается, «Индия планирует построить то, что могло быть самой опасной железной дорогой в мире от богатого минералами центра Афганистана до иранского порта на Аравийском море в попытке открыть новый торговый маршрут и уменьшить зависимость Кабула от Пакистана». Согласно тем же сообщениям, «Вашингтон убедил Индию, Пакистан и Афганистан сотрудничать в создании нового Великого Шелкового пути». Индия заинтересована, прежде всего, в разработке месторождений афганских железных и медных руд; через эти месторождения, согласно проектам, и будут проходить маршруты, связывающие их с морскими портами Ирана.

А ещё в марте 2012 года на конференции в Душанбе, отмечает британская The Telegraph, лидеры Таджикистана, Афганистана и Ирана согласились в отношении необходимости сотрудничества с тем, чтобы «ускорить строительство железной дороги от Ирана до Таджикистана через Афганистан». В Вашингтоне одобрили и эту инициативу, так как она согласуется с американским проектом нового Великого Шелкового пути. Соединённым Штатам, пишет британская газета, нужен Северный маршрут поставок, так как их отношения с Пакистаном, который все больше отдаляется от курса внешней политики Вашингтона, основательно испорчены.

Вряд ли при этом США стремятся помочь Ирану развивать его морские порты. Задача состоит в другом: оторвать Центральную Азию от России в сфере транспортных коммуникаций. Для этого и создаётся железнодорожная сеть в Афганистане. Точно так же США не противодействуют Китаю в его намерениях построить железную дорогу через Киргизию в Узбекистан для транспортировки товаров на Ближний Восток.

«При кажущейся экономической выгоде такого проекта для республик Средней Азии, они, как и Россия, получат новые проблемы, - говорит Михаил Чернов, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа. - Новая структура переформатирует весь регион. Коммуникации обеспечат резкое увеличение наркопотока, а также новых каналов распространения радикальных исламских салафитских течений... Киргизия, Таджикистан и Узбекистан… не имеют иммунитета против этих угроз. В советское время границы были закрыты, авто- и железнодорожное сообщение практически отсутствовало. Сейчас ситуация объективно меняется. Регион открывается, процесс не остановить – и это хорошо. Просто он должен идти при участии России и будущего… Евразийского Союза Народов. И дело вовсе не в мифических имперских амбициях РФ, которых нет. Это вопрос выживания для России и для Средней Азии… России необходимо соединить свою железнодорожную сеть через Казахстан, Киргизстан, таджикский и афганский Бадахшан с железнодорожной сетью Пакистана, обеспечив выход в порт Гвадар».

Отношение руководителей центрально-азиатских государств к американским планам содействия созданию железнодорожной сети в Афганистане пока ещё определилось не вполне. В то же время ясно, что Таджикистан, например, заинтересован в устойчивой транспортной связи с Ираном как с одним из основных торговых партнеров и родственной по языку и культуре страной. Узбекистан также хотел бы получить выход на новые рынки и уже активно занимается строительством и эксплуатацией железных дорог в Афганистане: в 2010 году было закончено строительство ветки от узбекской границы до Мазар-и-Шарифа протяженностью 75 километров и стоимостью 165 миллионов долларов за счет средств Азиатского банка развития.

Больше всего споров новые железнодорожные проекты вызывают в Киргизии. К намерениям Китая построить железную дорогу через территорию республики, чтобы выйти к узбекскому городу Андижан, далее до Ташкента и Термеза, откуда уже идет ветка до афганского Мазар-и-Шарифа, вызывают тревогу у определенной части общества. Наряду с экономической выгодой от эксплуатации транзитной дороги есть большая вероятность, что Китай не ограничится только строительством «железки», ведь в качестве оплаты проекта, который оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, Пекин просит отдать месторождения меди и других металлов.

Эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев из Бишкека утверждает, что Китай и США уже нашли «точки соприкосновения» по вопросу строительства железной дороги через Киргизию. «Этот маршрут для Китая важен тем, что китайцы получают выход на рынки Европы и Азии, минуя Транссибирскую магистраль, а это выгодно и Соединённым Штатам. Вдобавок параллельно пойдут и маршруты трубопроводов, а в иранских и туркменских углеводородах заинтересованы Пакистан, Индия и, главное, Китай. Если говорить о США, то ни о каких товарах центрально-азиатских республик в крупных объемах здесь говорить не приходится… Для американцев железнодорожная сеть Афганистана – политический инструмент для изоляции Центральной Азии от России…»

«России, - продолжает эксперт, - нужна Центральная Азия так же, как и этому региону нужна Россия. Если говорить, например, о Киргизии, то без поддержки России наша республика очень скоро превратится в третьесортную страну. Экономически мы связаны, прежде всего, с Россией». Т.Какчекеев полагает, что Москва должна подключиться к железнодорожным проектам в Киргизии и в других республиках региона. Он, как и Михаил Чернов, считает, что процесс уже не остановить. «В свою очередь, лидерам стран региона, - говорит эксперт, - давно пора прекратить играть в многовекторную политику. Расчет на сотрудничество только с Западом не принес особых дивидендов. В то же время ориентация на Москву нынешнего Бишкека уже приносит видимые экономические и политические выгоды».

* * *

Дискуссии о том, как изменится геополитический ландшафт Евразии после создания в Афганистане железнодорожной сети, которая объединит все дороги Центральной и Южной Азии, Китая и Ближнего Востока, ещё будут продолжаться, но сам проект уже запущен. Рано или поздно, считают специалисты, всё будет построено. Вопрос лишь в том, кто возьмёт на себе основное бремя строительства и как распределятся выгоды и потери от переориентации больших товарных потоков на новые транспортные маршруты...