«Кирпичи» в фундамент международной безопасности

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Аббревиатура БРИКС (BRICS), обозначающая группу пяти стран  – Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской республики – прочно закрепилась в современном политическом словаре. Когда задумываешься о значении этого уникального по многим параметрам объединения, приходит на ум, что по-английски BRICS звучит как bricks  - «кирпичи». Кирпичи в фундамент международной безопасности…

Впервые эти страны (вернее, первые четыре) были объединены в группу быстроразвивающихся в аналитическом докладе одного американского банка в 2001 году. Группа существовала виртуальное вплоть до 2005 года, когда заместители министров иностранных дел Китая, Индии, России и Бразилии впервые собрались вместе для консультаций, а в следующем 2006 году вопросы  практического сотрудничества уже обсуждали министры иностранных дел. Затем  частыми стали встречи представителей четырёх стран в Нью-Йорке, Женеве, Вене, Найроби - в городах, где работают учреждения ООН.

Первая короткая (всего 20 минут) неформальная встреча в верхах руководителей четырёх государств произошла в 2008 г. в рамках заседаний группы G-8.  После этого к работе подключились  министры финансов и эксперты.

Первая  полноформатная, уже официальная встреча глав государств и правительств «четвёрки» состоялась в 2009 г. в Екатеринбурге, а уже в 2011 г. к группе присоединилась Южно-Африканская республика и БРИК превратилась в БРИКС.

Основным критерием членства в группе является быстрое экономическое развитие входящих в неё стран и ещё, пожалуй, то, что это – крупные державы. Есть и политические измерение: государства-участники тяготеют к философии и практике многополярного мира, выступают за соблюдение принципов Вестфальской системы международных отношений, что подразумевает приверженность принципам государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государств.

Страны БРИКС придерживаются  внеблоковой политики, их объединение не направлено против других стран. В основу их совместной работы положены экономические проблемы, включая торговую политику, финансовые вопросы, проблемы энергетической  и экологической безопасности, сотрудничество в освоении космоса. 

Уникальность группы заключается в том, что у входящих в её состав стран нет культурно-исторической общности – у них была очень разная история. У них разные экономические и политические системы, разную направленность имеет их внешняя политика.  Есть и другие факторы, затрудняющие более тесное сплочение: территориальные споры между КНР и  Индией; зависимость всех  стран БРИКС  от существующей глобальной финансовой системы, базирующейся на  американском долларе;  технологический разрыв между странами БРИКС и развитыми странами Запада; общее ощущение подавляющего  военного преимущества НАТО и прежде всего США в современном мире.

Однако тот факт, что эти страны, представляющие Евразию, Латинскую Америку, Африку, объединились в одну группу, что, несмотря на существующие между ними разделения, они начали совместную работу, для истории международных отношений  XXI века является уникальным. Можно утверждать, что страны БРИКС открывают новое измерение в развитии современной цивилизации. 

По разным подсчетам, на группу БРИКС приходится 26-30% территории земной суши, 42-45% населения планеты, 14,6% мирового ВВП (и даже 25%, если считать по паритету покупательной способности национальных валют). Эти страны обладают колоссальными природными ресурсами. По многим расчётам, к 2050 г. они покажут очень серьезный рост по всем  экономическим показателям.

 В марте 2013 года в Дурбане (ЮАР) прошла очередная, пятая встреча руководителей стран БРИКС. Прошла успешно, несмотря на некоторые организационные шероховатости и трудности в решении ряда финансовых вопросов.  В каком-то смысле эти значительные результаты вызвали даже нечто похожее на эйфорию (возникло предположение, что БРИКС может стать новой глобальной моделью мира, некоторыми экспертами  была высказана мысль о первоочередной приоритетности этой группы во внешней политике России).  Были выдвинуты предложения  расширить группу за счет приема в неё других государств, например, Турцию, хотя её членство в НАТО не может не настораживать: американские спецслужбы вырабатывают рецепты по расколу БРИКС, и участие в ее работе страны-члена НАТО в определенной мере помогло бы им в решении этой задачи (правда, наличие двух кипрских государств свидетельствует о том, что и НАТО  не всегда может  «дисциплинировать» своих членов.)

Особое значение имеет активное участие в работе БРИКС Китайской Народной Республики, одного из самых мощных в экономическом отношении государств мира. Развитие сотрудничества РФ с КНР в рамках БРИКС вносит неоценимый вклад в укрепление геостратегической стабильности России. К этому надо добавить совместную работу России и Китая в такой организации, как ШОС. Выход за пределы экономического сотрудничества в ШОС и в БРИКС, углубление политического и военно-политического взаимодействия  также создают позитивную международную динамику.

В то же время главным направлением российско-китайского сотрудничества остаётся двустороннее. Конечно, ныне сложно достичь уровня отношений между Москвой и Пекином, скажем, февраля 1950 года, когда между нашими странами был заключен союзный договор, но стремиться к этому можно и нужно, геостратегическим же приоритетом сегодняшнего дня полагать укрепление двустороннего стратегического партнерства. 

При этом особое, я бы сказал, важнейшее место в расстановке приоритетов российской внешней политики принадлежит созданию Евразийского экономического, а затем и полноценного Евразийского союза.  Объединение в союз экономически, а затем  и политически крупнейших государств, ранее бывших частями СССР, создаст в мире новый центр силы, уравновешивающий и стабилизирующий международные отношения. Именно этого больше всего боится  Запад. А в деле евразийской интеграции на первом плане остаётся проблема российско-украинских отношений. Я бы вообще поставил российско-украинские отношения на первое среди приоритетов российской геостратегии. Без союза Российской Федерации и Украины и положение будущего Евразийского союза, и положение РФ в мире не может иметь той устойчивости, которая необходима нашим странам для решения важнейших проблем современности.