БРИКС: перспективы взаимодействия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Со времени последнего, пятого по счёту, саммита группы БРИКС, состоявшегося в марте 2013 года в южноафриканском Дурбане, солидарное участие «пятёрки» (Бразилия, Россия, Индия, Катай, ЮАР) в международных делах стало ещё более заметным. При этом не будет преувеличением сказать, что Россия играет в БРИКС роль концептуального лидера. Об этом свидетельствует и подготовленная российской стороной к саммиту в Дурбане «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», в которой, в частности, отмечается: «Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия. Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов». 

Главным событием саммита БРИКС в ЮАР стало политическое решение о создании Банка развития БРИКС. Можно ожидать, что к следующей встрече стран-участниц БРИКС, которая пройдет в 2014 году в Бразилии, вопросы о том, где будет находиться штаб-квартира банка, какими будут принципы его управления, объем капитала и размер взносов стран-участников, будут решены уже в рабочем порядке. Как отмечал В.Путин перед саммитом в ЮАР, «БРИКС определяет свою работу на основе Планов действий, принимаемых ежегодными саммитами. Прошлогодний – Делийский план действий определил семнадцать направлений взаимодействия. В их числе – встречи министров иностранных дел «на полях» Генассамблеи ООН, совместные заседания министров финансов и управляющих центральными банками «на полях» совещаний «Группы двадцати», Всемирного банка, Международного валютного фонда, контакты по линии других ведомств». 

А самое важное – страны БРИКС подтвердили свою общую стратегическую линию на изменение мировой финансовой системы и приведение ее в соответствие с реальным весом крупнейших национальных экономик   в мировой табели о рангах.

Идея создания Банка развития БРИКС отталкивается от простого факта: Запад заблокировал перераспределение голосов (квот стран) в МВФ в соответствии с меняющимся экономическим удельным весом отдельных государств. Решение о перераспределении квот в рамках реформы МВФ к январю 2013 года было принято на саммите МВФ в Сеуле еще в 2010 году. В 2012 году в ходе консультаций должна была быть определена формула формирования квот, а в 2013 году - и сами квоты для тех стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако этого не произошло. Если вопрос не сдвинется с места на саммитах G8 в июне и G20 в сентябре текущего года, это, надо полагать, лишь ускорит создание нового мирового финансового института силами объединения БРИКС. 

По сути дела, взаимодействие стран группы БРИКС на направлениях поиска решений глобальных финансово-экономических проблем представляет собой становление нового экономического полюса мира. Можно также предположить, что в случае попыток Запада противодействовать выработке более справедливых правил игры в международных экономических отношениях консолидация внутри БРИКС начнёт принимать какие-то новые формы. Вполне возможно расширение состава этого объединения. Как заметил 2 мая в интервью французской газете Le Mond президент Венесуэлы Николас Мадуро, БРИКС - «это блок, который в глобальном масштабе может изменить баланс политических сил в мире».

Интересная статья о «новом банке развития Нового мира» как инициативе БРИКС появилась 3 мая на сайте Проект «Синдикат». Авторы статьи - Николас Стерн (президент Британской академии, профессор экономики и руководитель Центра азиатских исследований в Лондонской школе экономики и политических наук), Джозеф Стиглиц (лауреат Нобелевский премии и профессор экономики в Колумбийском университете), Амар Бхаттачария (директор G-24 (1)) и Маттиа Романи (заместитель генерального директора Института глобального зеленого роста - Global Green Growth Institute). Отмечая, что важность идеи создания Банка развития БРИКС «невозможно переоценить», они пишут: «Новый банк развития, безусловно, необходим. Требования к развитию инфраструктуры только в странах с формирующейся рыночной экономикой и странах с низким уровнем дохода огромны… В то же время, по некоторым оценкам, два миллиарда человек переедут в города в ближайшую четверть века…. Для решения этих и других проблем, стоящих перед развивающимся миром, затраты на инфраструктуру придется поднять примерно с 800 млрд. долларов до как минимум 2 трлн. долларов в год в ближайшие десять лет…. Новый банк может сделать существенный вклад в здоровье мировой экономики, облегчая переход к новым полюсам роста и спроса, помогая восстановить равновесие между мировыми сбережениями и инвестициями и направляя избыточную ликвидность на продуктивное использование. Он станет не только двигателем устойчивого экономического роста в развивающихся странах, но и окажет содействие реформам в существующих многосторонних финансовых институтах – изменения, от которых все мы, и развитые, и развивающиеся страны, только выиграем».

И эти оценки видных специалистов, и встреча в Дурбане, и последовавшие за ней переговоры В.Путина с президентом ЮАР Дж.Зумой в Москве в середине мая ещё раз подтверждают: у группы БРИКС есть на сегодняшний день всё, чтобы трансформироваться в полномасштабный механизм стратегического взаимодействия. Время для такого шага пришло, и время не ждёт.

(1) G24 (Группа 24) создана в 1971 г. для координации позиций развивающихся стран по вопросам международных финансов и развития