Греция: социальный взрыв неизбежен

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Недавно Греция вышла на «почетное» первое место в Европе по сокращению бюджетных расходов на медицинское обслуживание. В частности, расходы на лекарства были сокращены с 5,6 млрд. евро (2010 г.) до 3,8 миллиарда евро в 2011-м и до 2,88 млрд. евро в 2012 году. Прямым результатом этого стал фактический отказ более 50 мировых фармацевтических компаний от поставок лекарственных препаратов в Грецию. Привычной стала ситуация, когда родственники пациентов вынуждены совершать изнурительные марафоны по аптекам в поисках необходимых лекарств. Отмечается острая нехватка медицинского оборудования. В государственных больницах не хватает около 6,5 тыс. врачей и 20 тыс. медсестер и санитаров, происходит массовый отток греческих медработников за границу.

Даже тем, кто имеет работу, нелегко оплачивать медицинские услуги, цены на которые взлетели резко вверх. Денег для получения качественной медицинской помощи людям всё чаще не хватает, особенно в сельских районах и на островах. В докладе экспертов ООН, опубликованном в мае 2013 г., отмечалось, что более 10% всего населения страны живут в условиях крайней бедности. Греция остается единственной страной в еврозоне, где отсутствует схема комплексной социальной помощи; услуги в сфере здравоохранения почти недоступны для бедных и малообеспеченных граждан; почти треть населения не имеет государственного медицинского страхования.

Несмотря на форсированную ликвидацию социального государства в Греции, кризис, охвативший страну, лишь усиливается, а выплачивать долги международным кредиторам всё сложнее.  Когда в марте 2012 г. частные вкладчики были вынуждены простить Греции более 50% долга,  то банк Goldman Sach, например, проводить реструктуризацию греческого долга отказался.  5-миллиардные заимствования Греции будут выплачены этому банку в полном объеме. Как заявил незадолго до назначения Лукаса Пападемоса премьер-министром Греции один из трейдеров Wall Street А.Растани, «в действительности мы не заинтересованы в стабильной экономике, в стабилизации ситуации, наша работа – это извлечение прибыли… Лично я мечтал об этом моменте три года. Каждую ночь, отправляясь в кровать, я мечтал о новой рецессии… Когда рынок обваливается… если вы знаете, что делать, если у вас есть правильный план, вы сделаете на этом кучу денег».  Видимо, этот «правильный план» и был приведён в действие.  С одной стороны, была декларирована задача уменьшения к 2020 г.  суммы греческого долга до 124 % от ВВП, с другой - в 2012 г. долг достиг уже 156 %, в 2013 г. он составит не менее 175 %, к 2014 г. – не менее 190 % от ВВП страны.

Широким фронтом продолжается наступление на государственную собственность. В 2010 г. правительство Г. Папандреу гарантировало международным кредиторам, что от приватизации госсобственности Греции удастся выручить не менее 50 млрд. евро, однако, согласно последующим расчетам экспертами, к 2016 г. за счёт приватизации будет получено не более 9,5 млрд. И это несмотря на то, что приватизируется буквально всё – энергетический сектор, транспорт, побережье. Приватизируются даже налоговые службы. В 49-процентной частной собственности находятся даже университеты, что прямо противоречит конституции страны. Впрочем, закон в Греции обходится всячески: для того, чтобы расширить рамки приватизации, были, например,  отменены 69 затруднявших её законодательных актов. В сфере приватизации господствует правило, согласно которому возвращение любого приватизированного объекта государству запрещено.

Греция располагает богатыми естественно-природными ресурсами, развитым судоходством, огромным потенциалом для развития индустриального и сельскохозяйственного производства, туризма. Лидер движения независимых граждан «Искра» греческий композитор Микис Теодоракис предлагает план по спасению греческой экономики: «Мы предлагаем договориться о займе с Россией или с Китаем под более низкий процент. Более того, мы предлагаем уменьшить его количественно, за счет создания СП с российскими компаниями, вроде проекта нефтепровода Бургас - Александруполис с целью совместной эксплуатации богатств нашей страны. В наших недрах есть ценные полезные ископаемые, а на шельфе – доказанные месторождения нефти и газа. У нас множество портов, которые могут использоваться под разные нужды, включая и военно-ремонтные базы, как, например, на Сиросе, где и раньше останавливались для починки советские корабли. И самое главное – мы верим, что сближение русского и греческого народа даст нашей стране вздохнуть свободно, поскольку сегодня мы вынуждены склонять голову перед интересами и прихотями богатых стран Запада». Однако предложения такого рода игнорируются.

«Газпром» проявлял в своё время заинтересованность в покупке государственной части (65 %) корпорации DEPA, занимающейся распределением газа в Греции, но сделка не состоялась по причине, как указывалось представителями «Газпрома», отсутствия должных гарантий со стороны греческого правительства и возможности наложения вето на сделку Брюсселем.

Грецию с её огромным внешним государственным долгом загоняют между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, Евросоюз угрожает Афинам жёсткими мерами в случае срыва плана приватизации крупных объектов греческой собственности, с другой – препятствует приватизационным сделкам с «ненадлежащими» партнерами, прежде всего с Россией, подрывая возможность восстановления греческой экономики…  Цели евроатлантических структур в отношении Греции приоткрыл бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, который в интервью итальянской газете Corriere della Sera заявил, что возможный выход Греции из зоны евро сорвёт интеграцию балканских государств в Европейский союз. По словам Фишера, такое развитие событий крайне нежелательно, так как откроет путь к господству на Балканах России.  Поэтому в июльском докладе МВФ подчеркивается, например, особенное значение участия Греции в проекте Транс-Адриатического газопровода (ТАР) по экспорту природного газа из Азербайджана в Европу через территорию Греции, Албании и Северной Италии.[1]

Программу приватизации газовой компании DEPA планируется вновь запустить к середине 2014 г. Распродажа готовится форсированными темпами. 3 августа 2013 г. греческая нефтегазовая компания Hellenic Petroleum одобрила приобретение большей части акций оператора греческой газотранспортной системы - компании DESFA - Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР).

В целом за период  2008-2012 гг. объем экономики Греции сократился почти на 25%. Это хуже, чем показатели  американской Великой депрессии 1929 года. В текущем году греческие власти ожидают спада ВВП страны ещё на 4,5%.

И естественно, меры жёсткой экономии не коснулись ни банкиров, ни судовладельцев (Греция – третий в мире по величине судовладельческий офшор). Основная тяжесть «реформ» - в виде роста цен, налогов и безработицы - легла на малоимущие слои населения. В апреле 2013 г. показатель безработицы в Греции достиг 27,2 %. За этой цифрой стоят судьбы  4, 65 млн. человек.  В 450 тыс. греческих семьях нет ни одного работающего человека. Из 2,6 млн. человек, занятых в госсекторе, только в 2009 г. были уволены 900 тыс. чел. Среди молодежи в возрасте от  15 до 24 лет безработица составляет 60 %, хотя, по оценкам специалистов, эта цифра не отражает реального состояния дел. Пособие по безработице сокращено и сейчас его получают всего 225 тыс. безработных. К 2015 г. Евротройка требует увольнения из госсектора еще 150 тыс. служащих.

С 2009 года в Греции прошло 8 тыс. забастовок, включая всеобщие стачки. При этом сегодня положение в стране таково, что она стоит на грани вооруженных столкновений - случаи применения оружия демонстрантами отмечаются все чаще. «Социальный взрыв неизбежен, – говорит бывший греческий дипломат Леонидас Крисантопулос, - вопрос только в том, когда он произойдет».



[1] IMF Country Report No. 13/241 // International Monetary Fund. Attachment. Statement by Thanos Catsambas, Alternate Executive Director for Greece. July 29, 2013. P. 5. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2013/cr13241.pdf