Белоруссия: грядущие выборы и положение в экономике

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Треугольник

После окончания в 2010 году периода внешнеполитических колебаний и прекращения попыток выстроить независимо от России энергетические мостики к Ирану и Венесуэле внешняя политика Минска оказалась жестко детерминированной треугольником интересов Россия - Запад (ЕС и США) - КНР. Роли в треугольнике расписаны вполне однозначно…

Китай занимает по отношению к Белоруссии нейтрально-благожелательную позицию, поддерживая её в периоды обострений отношений с Западом. Россия осуществляет внешнеполитическое прикрытие Белоруссии, что стало особенно заметно после образования Таможенного союза. Запад пытается делегитимизировать нынешнюю власть с тем, чтобы передать бразды правления своим ставленникам из прозападной оппозиции. 

Вместе с тем в последние полгода, с момента прихода на пост главы белорусского МИД Владимира Макея, бывшего главы администрации президента, стало заметно движение властного центра в сторону отказа от конфронтации с Западом. Это дало свои результаты – с главы белорусского МИД сняли визовые санкции и разрешили въезд в Европу. Тем не менее серьезные проблемы в отношениях по линии Беларусь - Запад остаются, и в преддверии начинающегося в 2014 году избирательного цикла (2014 год – выборы в местные советы, 2015 год – выборы президента, 2016 год – выборы в парламент) они, скорее всего, будут обостряться. 

В то же время менять что-то кардинально внутри уже давно сформировавшейся политической системы белорусские власти не намерены. Понимает это и Запад. Только если США ориентированы на более жесткий сценарий в отношении властей республики, то Европа проводит более сложную линию с учетом позиции стран-соседей Белоруссии – Польши, Литвы и Латвии.

При этом, например, вопрос о политзаключенных не является для Запада ключевым. Это, скорее, фактор давления на белорусские власти с целью добиться уступок по другим, гораздо более важным вопросам. Так, если с будущими президентскими выборами всё понятно в силу слабости основных оппонентов нынешнего главы республики, то парламентские выборы представляют некоторый интерес: пойдут ли белорусские власти на введение пропорционально-мажоритарной системы (выборы по партийным спискам) или избирательная система останется исключительно мажоритарной? 

Введение партийных списков и появление в парламенте нескольких партийных депутатов должно положительно сказаться на отношении Запада к вопросу о легитимности парламентских выборов. Если это произойдет, то Запад подаст сигнал и на дальнейшую разморозку белорусско-западных отношений на 2017-2020 годы.

Вместе с тем помимо политических существуют еще и экономические факторы, которые могут оказать существенное влияние на избирательный цикл 2014-2016 годов.

Внутриэкономические трудности

Во-первых, происходит серьезное падение продаж белорусской продукции на внешних рынках. Экспорт товаров из Беларуси за 6 месяцев текущего года снизился примерно на четверть в годовом выражении. Продажи «МАЗа» на российском рынке за первое полугодие упали в 2 раза. Стоимость экспорта нефтепродуктов за восемь месяцев снизилась на 3,5 млрд. долларов. Экспорт калия в январе - июне снизился на 13,8%, а в августе и сентябре практически вообще остановился. Это значит, что в республику резко снизился приток валюты и одновременно происходит рост складских запасов.

Во-вторых, происходит рост инфляционного давления на белорусский рубль. Снижение экспорта и происходящий отсюда недостаток валюты порождает на нее повышенный спрос. Белорусский рубль обесценивается, встаёт вопрос о его планируемой девальвации. Еще одной причиной необходимости управляемой девальвации белорусского рубля является снижение курса российского рубля по отношению к основным валютам уже более, чем на 10% с февраля 2013 года. Так как основной рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции Белоруссии приходится на Россию, то и белорусский рубль должен снижаться соответственно на те же 10%, а то и больше, и на сегодня должен уже быть на уровне 9500-9800 за один доллар, в то время как сегодня он стоит только 9050 за один доллар.

В-третьих, происходит серьезное ухудшение качества золотовалютных резервов республики. Если в 2011 году ЗВР были сформированы из твердой валюты, полученной от продажи «Белтрансгаза» «Газпрому» и кредитов, то сегодня белорусские ЗВР сократились до уровня ниже 8 млрд. долларов, причём из этого объема 5 млрд. долларов - средства белорусских коммерческих банков, то есть это вклады населения и средства белорусских компаний. Естественно, при развитии кризисных явлений фирмы и население потребуют эти деньги у коммерческих банков назад, они обратятся с этим вопросом к Нацбанку, в результате чего ЗВР сократятся ещё больше.

Эти и многие другие экономические факторы, получив дальнейшее развитие, могут поставить под вопрос предсказуемость политических кампаний в республике на выборах 2015-2016 годов. Для решения экономических проблем стране потребуются дополнительные средства. 

Россия выделила Белоруссии 3,5 млрд. долларов в рамках кредитов Евразийского банка развития (ЕАБР). Эти кредиты уже фактически проедены. Соответственно, обращаться за новой кредитной поддержкой к России сложно – еще не до конца получены все транши нынешнего кредита ЕАБР.

Попробовали белорусские власти обратиться за кредитами на сумму 5-7 млрд. долларов к МВФ, но тот, по признанию белорусских властей, выдвинул ряд неприемлемых политических требований. То есть и этот вариант обеспечения внутриполитической стабильности на 2014-2016 годы пока не сработал.

Остался Китай. Однако, судя по итогам визита главы белорусского государства в Пекин, и там прорыва в привлечении кредитных средств не произошло. В рамках визита А.Лукашенко в КНР было подписано несколько контрактов и соглашений на общую сумму не более 230-250 млн. долларов. 

Так, Беларусь поставит для нужд СП «Харбин Дунцзинь Гомель - предприятие сельхозмашиностроения» 1,5 тыс. машинокомплектов для сборки комбайнов на 29,7 млн. долларов, 50 тракторокомплектов для СП «Дунцзинь - Минск трактор» на 2,3 млн. долларов, а также 300 тракторокомплектов на 15,2 млн. долларов для компании «Или Юнчэн». ОАО «БелАЗ» подписало контракт на поставку в Китай 10 карьерных самосвалов на 9,2 млн. долларов, а также запасных частей для этой техники на 13 млн. долларов. Итого, экспорт на 69,4 млн. долларов на полтора-два года.

В свою очередь, БелЖД закупит 18 грузовых односекционных электровозов на 7 млн. долларов. Кроме того, подписаны меморандумы на выделение Китаем 50 млн. долларов по использованию альтернативных источников энергии и 25 млн. долларов по строительству на территории СЭЗ «Могилев» фотогальванической электростанции мощностью 10 МВт. 

В Пекине также было подписано соглашение о выделении связанного китайского кредита в 80 млн. долларов по проекту «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи. Вторая очередь. Участок Гомель - Жлобин». 

То есть и Китай не смог поддерживать Беларусь кредитами в необходимых ей размерах. С учетом того, что ЗВР республики в национальном определении снизились за июнь на 400 млн. долларов, за июль приблизительно на 110 млн. долларов, за август – на 220 млн. долларов, рост кризисных тенденций в белорусской экономике налицо. Без внешнего кредитования эти тенденции не преодолеть. Если такого кредитования не будет, у республики останется, по-видимому, только один путь пройти избирательный цикл 2014-2016 годов без осложнений – это приватизация на 2,5 млрд. долларов, о чём еще в 2011 году говорила Москва. Дело в том, что в 2014 году республике предстоит выплатить по внешнему долгу около 3,5 млрд. долларов. И сегодня это можно сделать либо за счет снижения на такую сумму ЗВР, либо за счет приватизации. 

Основной вопрос сейчас лежит в политической плоскости: готовы ли власти республики начать плавное снижение курса белорусского рубля накануне большого избирательного цикла. Сейчас, когда перед республикой в следующем году стоят только выборы в местные советы, сделать это можно практически безболезненно. И если граждане увидят, что девальвация проводится грамотно, без серьезного ущерба их банковским вложениям, они лояльно поведут себя и в ходе двух других, гораздо более важных политических кампаний.