Турция рвется в региональные лидеры (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Завершившийся в ночь на 10 октября визит в Анкару президента Украины Виктора Януковича стал еще одним важным свидетельством продолжающегося активного проникновения Турции в обширные регионы Юго-Восточной Европы, постсоветского пространства, Ближнего и Среднего Востока, где правительство Реджепа Тайипа Эрдогана умело сочетает политические и экономические рычаги. «В вопросе торгово-экономических отношений мы готовим судьбоносное решение - это подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между нашими государствами. Мы уже идем к завершению», - цитирует слова украинского президента его пресс-служба. Премьер Эрдоган со своей стороны пообещал, что благодаря созданию зоны свободной торговли товарооборот между Турцией и Украиной может достичь к 2015 году 20 млрд долларов по сравнению с 6,2 млрд долларов на конец 2012 года. [1] Для сравнения: товарооборот между Украиной и Россией по итогам 2012 года составил 45 млрд долларов. Однако планируемое Киевом на вильнюсском саммите программы «Восточное партнерство» в ноябре подписание Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским союзом способно лишить украинские товары российских рынков. В этом случае уже Турция может стать главным внешнеторговым партнером Украины со всеми вытекающими для страны неоднозначными геополитическими последствиями.

Для того, чтобы попытаться разобраться в этих последствиях и в целом оценить причины, характер и перспективы проникновения Турции в стратегически важные регионы евразийского пространства, необходимо проанализировать современную систему приоритетов Анкары на трех основных направлениях, которые, помимо взаимоотношений с Брюсселем, уже сегодня являются для нее приоритетными. Речь идет о Балканах, Кавказе и Ближнем и Среднем Востоке. Говоря словами декана экономического факультета Стамбульского университета Мидхата Динчера, «Турция проводит политику по реализации соответствующей деятельности в двух географических частях с тем, чтобы стать членом Европейского союза и расширить свою активность в Евразии». [2] Влиятельный турецкий дипломат, президент Агентства международного сотрудничества в Анкаре Умут Арик однажды высказался более определенно и «масштабно», подчеркнув важность политики Турции, которая «создает баланс и стабильность на Балканах, в регионе Черного моря, на Кавказе, в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии». [3]

Начнем с Балкан. Отмечаемое на протяжении  последних двух десятилетий укрепление позиций Анкары в этом регионе не встречает серьезных сомнений или подозрений со стороны Запада. Последний традиционно видит в своей союзнице по НАТО пусть и мусульманское, но одновременно светское государство с большим историческим опытом действий в регионе, способное дополнять деятельность самих США и ЕС. Трудно не согласиться с тем, что «подобное предположение насчет «благотворной» деятельности Турции на Балканах имеет на Западе длительную традицию». [4] Так, еще госсекретарь США Корделл Халл в своих мемуарах, опубликованных в 1948 году, записал следующее: «Мы пришли к выводу, что Турция уже на протяжении длительного времени оказывает стабилизирующее влияние на Балканах». [5]

Кроме того, активность Анкары в регионе в значительной степени ограничивает проникновение в среду местных мусульман Саудовской Аравии и Ирана, которое в силу целого ряда причин является для США и ЕС еще менее желательным. Наконец, толерантное отношение Вашингтона и Брюсселя к возрастающей активности Турции на балканском направлении носит своеобразный «компенсационный» характер. Это своеобразный бонус Анкаре за вот уже не одно десятилетие заблокированное вступление в Евросоюз.

Разумеется, турецкая сторона активно использует созданное ей Западом на Балканах  широкое «окно возможностей», подводя под свою балканскую политику прочную историко-идеологическую базу и встречая в местных столицах показательное понимание. Это, в частности, характерно для значительной части болгарского общества. Не случайно ряд болгарских ученых трактуют процессы, происходившие в болгарском обществе в XIX веке, как часть «модернизационных процессов, охвативших Османскую империю, связанных с Танзиматом». [6] Аналогичные тенденции прослеживаются в Сербии и Черногории, не говоря уже об Албании и Боснии и Герцеговине. Не случайно один из ведущих современных албанских историков Бечир Мета считает главным историческим оппонентом своей страны не Османскую империю, а Грецию с ее «шовинистической политикой»; причем особую роль в реализации греческих устремлений он отводит «греко-американскому лобби»... [7]

Логику Анкары применительно к Балканам и полыхавшим в данном регионе в последнее двадцатилетие региональным конфликтам, пожалуй, точнее и откровеннее других разложил по полочкам известный турецкий политолог, специалист в области экономической истории Мехмет Али Киличбай в статье, показательно озаглавленной «Мы на самом деле европейцы». «Турция в большей степени является продуктом Балкан, нежели Средней Азии», - формулирует он отправной тезис и продолжает: «Сегодня в нашей стране, разумеется, проживают люди, чьи предки пришли из Средней Азии, но есть и те, чьи предки прибыли с Балкан. Кого больше? Несомненно, последних. Это представляет собой несомненную и нерушимую опору турецкого «европейства». Балканы оставили глубокие следы в турецком этническом, культурном и общественном бытии». Именно этими соображениями Киличбай объясняет активное вмешательство своей страны в этногражданскую войну в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов, а впоследствии – в косовский конфликт: «Поэтому и важна Босния. Пускай никто не обманывает себя! Происходящая там драма не является продуктом христианско-мусульманского столкновения. Босния не является и единственным местом, где проливается мусульманская кровь. Те, кто не поднимают голос против ирано-иракской войны, гражданских войн в Афганистане и Алжире, межйеменской войны, резни в Индонезии и на Филиппинах, не имеют права выступать по поводу пролития мусульманской крови в Боснии. Столкновения в Боснии не являются ни столкновением цивилизаций, ни борьбой Востока и Запада. Между теми тремя народами, которые едят одну и ту же пищу, поют и слушают одни и те же песни и говорят на одном и  том же языке, друг на друге женятся и выходят замуж, нет цивилизационных и культурных различий. Различные религии не означают различных цивилизаций… Война в Боснии представляет собой попытку выбросить Турцию из Европы, послать ее на Восток, изгнать ее на тот Восток, к которому она никогда не принадлежала и для которого она всегда была и остается маргинальной. Это судьбоносная война, которую ведут против нас фашисты, стремящиеся взять реванш за Косово. Мы – балканцы, мы – европейцы. Отказ от собственного происхождения никому не может принести ничего хорошего». [8]

Нынешнее состояние отношений между Евросоюзом и Турцией, характеризующееся перманентными «заморозками», позволяет прогнозировать дальнейшее все более активное проникновение Анкары в мягкое европейское «подбрюшье» – на Балканы. И не приходится сомневаться, что турецкие политики будут встречать в столицах этого региона самую положительную реакцию, учитывая собственные неоднозначные коллизии балканских государств в их отношениях с Брюсселем и общую кризисную ситуацию на пространстве ЕС. В этой ситуации ожидания балканских правящих элит и Турции во многом объективно совпадают. Эксперт канадского Королевского военного колледжа в Кингстоне (Онтарио) Фредерик Лабарр выразил сущность политики стран Юго-Восточной Европы и той же Турции в отношении Евросоюза следующей формулой: «Все, что они могут желать от структур ЕС и, конечно же, от норм ЕС - это сохранить за собой привилегию остаться суверенными государствами». [9]

На вышеуказанную благоприятную для Анкары геополитическую основу на Балканах хорошо ложатся собственные усилия турецкой стороны по укреплению экономических позиций в регионе. Решение данной задачи облегчается наличием исторически сходных социально-экономических моделей, большим количеством проживающих в Турции выходцев с Балкан (только албанцев в это стране проживает, по некоторым оценкам, свыше 1,3 млн человек), а также присутствующей в балканских странах острой потребностью в инвестициях, которую не могут или не желают удовлетворять американские и западноевропейские инвесторы и кредиторы. При этом география турецких инвестиций на Балканах показательно совпадает со стратегическим широтным коммуникационным коридором, проходящим через районы с преобладающим мусульманским населением и включающим в себя, в частности, болгарский  Родопский край, Южную Сербию, Новопазарский санджак, Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину и Албанию. Согласно данным Министерства финансов Турции, самые важные прямые турецкие инвестиции направлены в Боснию и Герцеговину. На противоположном, последнем, месте по этому показателю находится Сербия. Особняком стоят торгово-экономические отношения Турции с самопровозглашенной «Республикой Косово». Товарооборот Анкары и Приштины за первый год так называемой косовской независимости почти удвоился, увеличившись с 90,8 млн евро до 158,9 млн евро. В Албании Турция занимает третье место среди иностранных инвесторов после Италии и Греции. Среди инвесторов Боснии и Герцеговины Турция занимает четвертое место после представляющих Евросоюз Австрии, Словении и Германии. Не приходится сомневаться, что за вычетом Евросоюза Турция с точки зрения экономического потенциала «будет все более масштабно и активно присутствовать на Балканах», констатирует в этой связи американское агентство в сфере разведки и  безопасности Stratfor. [10] «Турция однозначно заинтересована в том, чтобы инвестировать в стратегические отрасли на Балканах – такие как телекоммуникации и аэродромы. Это является частью их хозяйственной стратегии, преследующей цель доминирования в ключевых экономических секторах на Балканском полуострове», - свидетельствует Фади Хакура, эксперт лондонского Королевского института международных отношений. [11]

Однако Балканы – не единственный стратегически важный регион евразийского пространства, испытывающий на себе умелое сочетание политико-дипломатических и торгово-экономических рычагов в рамках исповедуемой нынешними турецкими властями политики «мягкой силы». Аналогичная картина прослеживается и по другим региональным направлениям – разумеется, со своими вариациями.

(Продолжение следует)

Примечания

[1] РИА НОВОСТИ 10/10/13 10:29 10.10.2013 10:30
[2] Динчер М.З. Економскиот профил на Турциjа, турско-македонските економски односи и можности // Унапредување на економските односи помеѓу Република Македониjа и Република Турциjа. Скопjе, 2009. С.63.
[3] Arik U. Turkey and the International Security System in the 21st Century // Eurasian Studies. № 4. 1995/96. Winter. P.8.
[4] Танасковиħ Д. Неоосманизам. Београд, 2011. С.129.
[5] Цит.по: Вдовиченко Д.И. Национальная буржуазия Турции. М., 1962. С.233.
[6] Марчева И. Болгария в конце XX в. – в поиске новой идентичности. Прощание с Востоком // Страны Восточной Европы в поисках новой идентичности. М., 2006. С.117.
[7] Meta B. Shqipёria dhe Greqia 1949-1990: Paqja e vёshtirё. Tiranё, 2012. F.99.
[8] Kılıçbay M.A. Biz Zaten Avrupalıyız. Istanbul, 1997. F.17-18.
[9] Labarre F. Regional Integration Through the Balkan Stability Pact // Connections. Vol.II. № 2. 2003. June. P.19.
[10] Surveying Turkish Influence in the Western Balkans // Stratfor. 01.09.2010.
[11] Политика. 24.01.2011.