Южно-Африканские репортажи (III)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

20 лет демократии в ЮАР

27 апреля исполняется двадцать лет со дня проведения первых демократических выборов в ЮАР. Эта дата празднуется в Южной Африке особенно торжественно, она практически совпадает с проведением новых всеобщих выборов, в которых принимает участие всё население страны. Двадцать лет – срок, с одной стороны, небольшой:ещё сравнительно молоды те, кто сам пережил жестокости системы апартхейда.1 С другой стороны, на предстоящих выборах впервые будут голосовать те, кто родился уже после краха этой системы. Знает ли это новое поколение свою историю?

Разговаривая как-то с 10-летним мальчиком, я попросил его:

- Расскажи мне о твоей стране…

- Вы знаете, что такое апартхейд? – ответил он.

- К сожалению, знаю,- сказал я.

- Хотя я родился уже после апартхейда, то, что мои родители жили при этой системе, сильно ранит меня,- сказал мне мальчик…

Режим апартхейда

К сожалению, расизм ещё остаётся реальностью - и в ЮАР, и в мире в целом. При этом ЮАР остаётся особым историческим прецедентом. Именно в этой стране белое меньшинство создало систему апартхейда («раздельного проживания») – юридического закрепления неравенства людей различных рас. И последнее место в иерархии рас занимали представители чернокожего населения.2 Существовали дикие законы о запрете на браки и даже на внебрачные связи между представителями различных рас (караемые в случае нарушения вплоть до смертной казни), запрет на свободное передвижение в пределах страны, запрет на занятие должностей, использование родного языка и многое другое. Омерзительность системы доходила до табличек на уличных скамейках «Только для белых»…

Борьба коренных народов ЮАР, оказавшихся под оккупацией местных белых, длилась несколько столетий. Долгое время это было мирное сопротивление, и лишь в начале 1960-х годов Африканский национальный конгресс (АНК) принял решение о переходе к вооружённой борьбе. Было создано военное крыло АНК – военные отряды под названием «Умконто ве сизве» 3 (сокращённо – МК). В эти дни мне довелось встретиться со многими ветеранами МК, и частенько мы говорили … по-русски! Так, бойцом этого движения был один из самых известных ныне писателей ЮАР Монгане Сероте. 4 Активно участвовал в тайной перевозке оружия в ЮАР один из самых известных музыкантов страны Сипо Мабузе. 5 Организовывал подпольную работу главный редактор, пожалуй, главного интеллектуального журнала Южной Африки The Thinker 6 («Мыслитель») Эссоп Пахад… Советский Союз оказал огромную помощь и Африканскому национальному конгрессу в целом и МК в частности. В 1969 году МК было эвакуировано из Танзании, куда добирались эскадроны смерти юаровских расистов, в СССР.

В 1965 году была принята конвенция о запрещении расовой дискриминации, но апартхейд коренным образом отличается от расовой дискриминации тем, что является законодательной закреплённой дискриминацией, поэтому борьба с этим международным преступлением требует особого регулирования. В 1973 году была принята международная конвенция против апартхейда. 7 Апартхейд был провозглашён преступлением против человечества. 8 Однако между принятием конвенции и крахом этой дикой системы прошло несколько десятилетий.

Дорога к свободе коренных жителей ЮАР была долгой. 9 Однако ровно 20 лет назад – 27 апреля 1994 года – режим апартхейда рухнул. На всеобщих выборах, в которых впервые принимало участие всё население страны, победу одержал АНК, поддержанный 62 процентами населения. Впоследствии (на выборах 1999 и 2004 года) он набирал 66 и 69 % голосов, постоянно увеличивая свою популярность.

Впрочем, с приходом к власти правительства большинства, был разрушен апартхейд, но не расизм. Расовые проблемы до сих пор остаются серьёзной проблемой ЮАР. Можно говорить, например, о расовом характере некоторых политических партий, например Демократического альянса (главной оппозиционной партии). Есть в ЮАР и кое-кто похуже. Несколько дней назад в Южной Африке поминали одного из крупнейших деятелей борьбы с режимом апартхейда, лидером Южноафриканской компартии и руководителем «Умконто ве сизве» Криса Хани. Двадцать один год назад, 10 апреля 1993 года, он был убит польским эмигрантом на пороге своего дома. Роль этой выдающейся личности в истории ЮАР огромна. Расисты ненавидели его больше всех. Для меня было долгом чести посетить в этот день его могилу в небольшом городке Боксбург. Однако именно в этот день представители партии «Фронт свободы» решили провести свой митинг с требованием освободить Я.Валуша – того самого поляка, который застрелил Криса Хани. Расисты в ЮАР остаются, они ведут себя нагло, и наглость свою демонстрируют публично, агрессивно. Не случайно в название своей партии они взяли слово «фронт» – они всё ещё ведут давно проигранную войну за свою «белую исключительность»…

Маленькие кирпичики Соуэто

В пригороде Йоханнесбурга – Соуэто – есть небольшой музей. Он носит имя Гектора Питерсона. Название этого музея может навеять мысль о каком-нибудь художнике или дизайнере… Но нет. Этот дом посвящён памяти расстрелянных детей Соуэто и первой жертвы – совсем маленького школьника по имени Гектор.

Убийство детей всегда ужасно. Но то, что совершил расистский режим в 1976 году, просто немыслимо. 11 июля 1976 года полиция расстреляла демонстрацию чернокожих школьников, убив двадцать три ребёнка. Расстреливали, желая убить как можно больше, – для устрашения.

Один из участников протеста несёт тело убитого Гектора Питерсона

Пройдитесь по дворику этого музея и вы увидите разбросанные кирпичики. Присмотритесь – и вы увидите, что на каждом кирпичике значится имя. Это имя убитого ребёнка. Кирпичиков много. Считать их нет сил. Просто ходишь и читаешь имена...

Кроме имён на этих кирпичиках есть ещё и даты. Вчитываясь сквозь слёзы, видишь: кроме 16 июня, там и июль, и август, и октябрь…. Это была охота, это был настоящий отстрел. Поражаешься и другой мысли – ребята выходили протестовать уже после массового расстрела 16 июня – значит, они знали, что идут на верную смерть, что их не пощадят, но ведь всё-таки шли…

Эти маленькие кирпичики Соуэто, лежащие сегодня во дворике музея Гектора Питерсона, внесли огромный вклад в победу всего народа ЮАР над расистским режимом. Именно после этих событий само слово «Соуэто» стало символом того, что расистскому режиму уже не трансформироваться – он может быть только сметён. И, может быть, это единственный случай в истории, когда не взрослые, а дети, осмысленно пожертвовав собой, внесли решающий вклад в победу  своего народа…

Пытаясь понять, что означает для южноафриканцев сегодняшний праздник двадцатилетия демократии, мы обязательно должны вспомнить эти маленькие кирпичики Соуэто…

Двадцать лет у власти АНК: что сделано?

Победа Африканского национального конгресса в 1994 году была абсолютно закономерной. Именно АНК и его военное крыло «Умконто ве сизве» внесли решающий вклад в освобождение народа Южной Африки. Однако эти 20 лет были не только годами головокружительных достижений, но и серьёзных проблем, решить которые пока не удалось.

Так, к моменту празднования 20-летия демократии чернокожее население страны владеет лишь 13 % земли. В государственном владении находится около 14 %. Остальное остаётся во владении белых, доля которых в общем населении страны составляет 10 %. Не менее печальная картина в области занятия управленческих должностей в экономике: чернокожее население занимает лишь 12 %, а 72 % - белые. Аналитики приходят к выводу, что если дижение к расово-равноправному обществу будет продолжаться такими же темпами, равенство будет достигнуто лишь через 100 лет.10

В то же время очевидны и успехи ЮАР. За годы, когда страной управляло правительство большинства, было построено и бесплатно передано населению более шести миллионов домов; более 95 % населения получили доступ к чистой питьевой воде (ЮАР испытывает острую нехватку воды); около 60 % студентов получают финансовую помощь для получения образования в университетах; все лица с ВИЧ получают бесплатные (и невероятно дорогие) лекарства, позволяющие инфицированным поддерживать здоровье. Многие из этих показателей немыслимы для большинства стран мира, даже самых богатых и демократических...

В ожидании новых выборов

7 мая в Южной Африке пройдут пятые всеобщие выборы, в которых принимает участие всё население страны. Африканский союз уже направил в ЮАР специальную миссию наблюдателей в составе 53-х человек во главе с бывшим президентом Ганы Джоном Куфуором.

В очередной победе Африканского национального конгресса сомнений мало, но ситуация уже не так однозначна, как двадцать лет назад. С 2008 года АНК теряет голоса избирателей. На выборах 2009 года АНК получила 66 % голосов, хотя и на 4 % больше, чем на первых выборах, но на 3 % меньше, чем на предыдущих. Затем из АНК выходят десятки тысяч сторонников, создавая новые партии. Последняя такая партия была создана всего год назад и по опросам может занять третье место. Так сможет ли всё-таки АНК в этой ситуации занять первое место и сформировать правительство? От того, кто встанет у руля ЮАР на предстоящие пять лет зависит многое и в мировом хозяйстве, и в движении за альтернативный мировой порядок, надежды на установление которого связываются с БРИКС.

За оставшиеся 10 дней до выборов хочется поздравить народ Южной Африки с двадцатилетием его победы в борьбе за свободу. Эта действительно великая победа. И Россия внесла в неё свой вклад! Amandla! 11

Южная Африка,

Дурбан – Претория – Кейптаун - Йоханнесбург

15-25 апреля 2014 г.

__________________

1 Дословно – «раздельно» (нидерландский яз.).
2 Индусы и так называемое «цветное» население было поставлено в это й иерархии на более высокую «ступень», получив право на представительство в отдельных палатах парламента.
3 В переводе с языка Зулу – «Копьё нации»
4 Подробнее о М.Сероте см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сероте,_Монгане_Валли
5 См., например: http://www.youtube.com/watch?v=vP6A9t055ck
6 Официальный сайт журнала The Thinker в интернете: http://www.thethinker.co.za/
7 Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятая Резолюцией 3068 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1973 года. Статья 1 Конвенции установила, что апартеид является преступлением против человечества и что бесчеловечные акты, являющиеся следствием политики и практики апартеида и сходной с ним политики и практики расовой сегрегации и дискриминации, которые определены в статье II настоящей Конвенции, являются преступлениями, нарушающими принципы международного права, в частности, цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, и создающими серьезную угрозу для международного мира и безопасности. // См. официальный сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apartheid1973.shtml
8 В международном праве апартхейд определяется следующим образом: это следующие бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения: а)лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности: i) путем убийства членов расовой группы или групп; ii) путем причинения членам расовой группы или групп серьезных телесных повреждений или умственного расстройства и посягательства на их свободу или достоинство или в результате применения к ним пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания; iii) путем произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах членов расовой группы или групп; b) умышленное создание для расовой группы или групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение; c) любые меры законодательного характера и другие меры, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы или таких групп, в частности путем лишения членов расовой группы или групп основных прав человека и свобод, включая право на труд, право на создание признанных профсоюзов, право на образование, право покидать свою страну и возвращаться в нее, право на гражданство, право на свободу передвижения и выбора местожительства, право на свободу убеждений и свободное выражение их и право на свободу мирных собраний и ассоциаций; d) любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы или групп, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или группам или их членам; e) эксплуатация труда членов расовой группы или групп, в частности использование их принудительного труда; f) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.
9 Именно так называется книга мемуаров Нельсона Манделы – «Долгая дорога к свободе» (Long walk to freedom). В 2013 году вышла экранизация этой книги (трейлер фильма см.: http://www.youtube.com/watch?v=ipfgMNzi9j8). Аудиоверсия книги: http://www.youtube.com/watch?v=jW9FAK4hFfM
10 См.: Mabake Wa-Masweneng, DA still stands for the privileged white capital //New Age, 2014, 13 March.
11 Amandla! – боевой клич борьбы за свободу, означающий – «Власть (народу)!»

 

 

 

 

 

 

 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться