header
Анкара – Эр-Рияд: линия геополитического разлома (I)
"15038"
Размер шрифта:
| 27.03.2015 Политика 
749 Оцените публикацию: 1 2 3 4 5
logo

Анкара – Эр-Рияд: линия геополитического разлома (I)

Согласно данным ежегодного доклада SIPRI (Стокгольмский институт исследований проблем мира), по итогам пятилетия 2010-2014 гг. среди стран-импортеров вооружений по-прежнему лидирует Индия (на её долю приходится 15% всего покупаемого в мире оружия), но если рассматривать показатели 2014 года, как это делает международная консалтинговая компания IHS, то на первое место в оружейном бизнесе в группе покупателей уже вышла Саудовская Аравия. За 2013-2014 годы закупки саудовцами вооружений и военной техники увеличились на 54%. А в 2015 году, по расчетам экспертов IHS, саудовский импорт вооружений и военной техники вырастет еще на 52% и составит 9,8 млрд долларов. А военный бюджет страны достиг в 2014 году рекордных 64,4 млрд долларов.

Одновременно с Саудовской Аравией быстрыми темпами вооружается Турция. Анкара в 2013 году переместилась с 16-го на 14-е место в списке стран с самыми высокими военными расходами, потеснив, в частности, такую страну-члена НАТО, как Канада. Что же касается Саудовской Аравии, то она за 2013 год увеличила военные расходы на 14%, поднявшись с 7-го места на 4-е. Саудовцы входят в первую десятку стран мира по объемам финансирования вооруженных сил. Если в 2006 году военный бюджет Саудовской Аравии составлял 31,255 млрд долларов (10% ВВП) и был самым большим среди стран Персидского залива, то в 2011 году саудовский военный бюджет достиг 48.2 млрд долларов (11,4 % ВВП). [1]

Одним из главных инструментов геополитической стратегии Саудовской Аравии является Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), направляемый фактически из Эр-Рияда. В эту организацию, помимо саудовцев, входят Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ. Генеральный секретариат ССАГПЗ находится в саудовской столице, а в докладах SIPRI данная организация рассматривается как единая военная структура.

Импорт вооружений стран ССАГПЗ в 2010-2014 годах вырос на 71% по сравнению с периодом 2005-2009 годов. Для сравнения: импорт оружия в другие страны охваченного кризисами Ближнего Востока вырос только на 54%. «Посредством закупок вооружений в основном из США и Европы государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стремительно расширяют и модернизируют свои вооруженные силы, - пишет один из ведущих экспертов SIPRI Питер Веземан. - Государства Совета наряду с Египтом, Ираком, Израилем и Турцией, если брать «Большой Ближний Восток», запланировали на ближайшие несколько лет новые крупные заказы по основным видам современных вооружений». [2] 

Сама Саудовская Аравия стоит на первом месте в списке импортеров оружия из Великобритании (41% совокупного оружейного экспорта Соединенного Королевства) и на третьем – из Испании (10%). [3]

Один из ведущих экспертов Французского центра разведывательных исследований Ален Родье отмечает, что неуклонное расширение саудовского военного импорта является «частью развернувшейся на Ближнем Востоке борьбы за влияние между Тегераном и Эр-Риядом». К числу геополитических противников Эр-Рияда Ален Родье относит также «Исламское государство» и «Аль-Каиду», которые, по его словам, «стремятся свергнуть королевскую семью». Французский эксперт прогнозирует постепенное охлаждение отношений между Саудовской Аравией и США и одновременный переход Эр-Рияда к более активной политике во всём регионе «Большого Ближнего Востока» и даже за его пределами: «США уже не первый год считают тихоокеанский регион приоритетным для своих интересов. Там два главных вопроса безопасности - это Северная Корея и Китай. Семья саудитов ощущает себя «брошенной» и не питает особого доверия к американцам, которые позволили пасть их верным союзникам вроде Мубарака. Поэтому приобретение дорогого оружия является своеобразной страховкой, призванной показать Вашингтону важность сохранения такого хорошего клиента (пусть даже часть закупленной техники будет просто пылиться на складах)».

Ален Родье напоминает, что «армия Саудовской Аравии намного превосходит по силе остальные [среди арабских стран Персидского залива. – П.И.], что дает ей статус неоспоримого лидера, в том числе и по отношению к Катару, который пытался проводить собственную политику, поддерживая «Братьев-мусульман» (еще один заклятый враг саудитов)». «Не стоит забывать о риске возможной ракетной или даже ядерной эскалации. По счастью, до такого мы еще не дошли, но подобную перспективу все же не стоит сбрасывать со счетов, особенно в случае провала переговоров группы 5+1 (пять членов Совбеза и Германия) с Ираном по его ядерной программе», - предупреждает эксперт Французского центра разведывательных исследований. 

Отношения США – Саудовская Аравия на протяжении многих лет служили одним из базовых элементов американоцентричного мирового порядка. Однако в последнее время в этих отношениях всё больше проступает внутреннее противоречие. Суть этого противоречия состоит в том, что США, взявшие курс на противостояние с Россией, с одной стороны, пытаются играть на мировом энергетическом поле на понижение нефтяных цен, с другой стороны, стремятся сохранять привилегированные отношения с ведущим мировым экспортёром нефти Саудовской Аравией. 

При этом саудовские власти сознают, что они не располагают достаточными рычагами воздействия на американскую политику в сфере энергетики хотя бы потому, что на территории США добывается примерно половина потребляемой этой страной нефти, а оставшаяся половина большей частью покрывается поставками из других стран Америки (в первую очередь, из Венесуэлы и Канады). [5]

В сложившейся ситуации можно ожидать перехода Саудовской Аравии к более активной и более самостоятельной политике в Евразии. И здесь ее ожидает столкновение не только с Ираном, но и с натовской Турцией.

В некоторых региональных конфликтах (в первую очередь, в Сирии) Анкара и Эр-Рияд являются тактическими союзниками, но стремление обоих государств к региональному лидерству объективно ведет к усилению их соперничества и противостояния. Этот процесс сопровождается, с одной стороны, попытками той и другой страны перетянуть на свою сторону США, а с другой – поиском новых союзников, среди которых может рассматриваться и Россия.

(Окончание следует)
 
[4] Shaffer B. U.S. Policy Toward The Caspian Region: Recommendations for the Bush Administration // CSP Policy Brief № 5. Caspian Studies Program. Cambridge University. July 2001.
[5] Valasek T. U.S. Policy Toward the Caspian and Black Sea Region // Connections. 2003. Vol.II. № 1. P.16-17.
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.