Греция: монетизация истории или репарационная война?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Весь мир пристально следит за событиями вокруг Греции. Страна может послужить спусковым крючком развала единой Европы. Объявление Грецией дефолта по государственному долгу, который превысил 320 млрд. евро, может породить цепочку дефолтов среди европейских держателей греческих долговых бумаг. У этой проблемы, однако, появился ещё один аспект: Афины заявили, что Германия должна Греции 9 млрд. евро за ущерб, понесенный во время Первой мировой войны. 

Отчаянно сопротивляясь давлению западных кредиторов, Греция вынуждена переводить свои исторические обиды на язык финансовых требований. Журналисты назвали это монетизацией истории. А эксперты полагают, что Греция создает прецедент репарационной войны, что может подать пример другим странам, попавшим в тяжелое финансовое положение (1). 

Тема репарационных требований Греции к Германии не нова. 70-летие окончания Второй мировой войны в Европе напомнило о тех испытаниях, которые понес греческий народ. Сначала Грецию пыталась захватить фашистская Италия, затем на ее территорию вторглась нацистская Германия. Материковая Греция находилась под немецкой оккупацией в 1941-1944 гг., а Крит и Эгейские острова — до самого конца войны. 

Людские потери Греции от оккупации (болезни и голод) оцениваются от 250 тысяч до 400 тысяч человек. Еще следует учесть 40 тысяч казненных. А также 210 тысяч греков, угнанных в Германию на принудительные работы. К этому надо добавить разрушение экономики, жилищного фонда, объектов инфраструктуры. Вот некоторые официальные данные: 1170 разоренных городов и деревень; 401 тысяча разрушенных зданий; 906 затонувших торговых судов; 129 разрушенных мостов. 

Плюс к этому финансовое ограбление страны, которое выразилось в том, что Банк Греции под давлением нацистской Германии был вынужден выдать последней большой кредит, который не был погашен. В эту же категорию ущербов следует включить тысячи тонн драгоценных металлов, похищенных немцами и вывезенных из Греции. 

Тема репараций была поднята в Греции на высокий государственный уровень еще два года назад, когда после реструктуризации греческого долга в 2012 году и временного облегчения тучи финансового кризиса опять стали сгущаться над этой страной. Тогда жестких требований о погашении репарационного долга к Германии Афины не выдвигали, громкое обсуждение вопроса в парламенте и правительстве было лишь намеком Берлину. Появилась тогда и конкретная сумма репарационных требований - 162 миллиарда евро. Она складывалась из компенсации за ущерб от вторжения и оккупации в 108 миллиардов и непогашенного долга по кредиту Банка Греции в 54 миллиарда. Указанные оценки, по мнению греческих экспертов, являются минимальными. 

С удвоенной энергией тему репараций стали обсуждать в Греции после прихода к власти в январе 2015 года коалиции СИРИЗА. Во-первых, премьер-министр Алексис Ципрас дал команду готовить официальные документы по репарационным претензиям к Германии. Во-вторых, он поручил изучить возможные варианты выставления иска Берлину через международные суды (в случае отказа от добровольного погашения долга). В-третьих, был проведен пересмотр сумм репарационных требований. В начале апреля 2015 года греческое правительство официально заявило, что Германия должна Греции около 279 миллиардов евро (повышение требований в 1,7 раза). Данная сумма равна 88% суверенного долга Греции. Сокращение государственного долга на величину репарационных требований означало бы, что Греция станет самой благополучной в финансовом отношении страной во всём Европейском союзе. Афинам есть за что воевать. 

Германия на протяжении последних двух лет много раз заявляла, что платить репарации Греции не собирается. Мол, что-то она уже заплатила в прошлом (называется сумма в 115 млн. марок). Кроме того, по мнению Берлина, для выплат нет никаких юридических оснований. 

Следует признать, что вопрос репараций времен Второй мировой войны в высшей степени запутан. Всё было проще и понятнее по репарациям времен Первой мировой войны. Тогда определялась общая сумма репарационных обязательств Германии, устанавливались квоты стран на получение репараций, создавались общие механизмы сбора, учета и распределения репараций. По итогам Второй мировой войны такой стройной системы создать не удалось. Вопрос о репарациях обсуждался на Ялтинской и Потсдамской конференциях, но конкретные суммы репараций и квот по странам названы не были. Кое-какая конкретика появилась на Парижской конференции по репарациям в ноябре-декабре 1945 года, когда было принято решение о создании Межсоюзнического репарационного агентства. Однако начавшаяся вскоре холодная война сделала невозможным практическую реализацию решений Парижской конференции. Создание на немецкой земле двух государств (ФРГ и ГДР) окончательно поставило точку на выплате репараций. 

В сентябре 1990 года между ФРГ, ГДР и четырьмя бывшими союзными державами (США, Франция, Великобритания и СССР) был заключен договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, известный как договор «Два плюс четыре». В данном документе о репарационных обязательствах новой единой Германии ничего не говорится, на что Берлин сегодня и напирает. В свою очередь греческое правительство уверенно заявляет, что Афины не были стороной договора «Два плюс четыре», поэтому указанный документ никак не влияет на право Греции предъявить Берлину репарационные требования. 

Теперь Афины вспомнили не только Вторую, но и Первую мировую войну. Германия вышла из Первой мировой войны с долгами по кредитам и займам перед другими странами, которые у нее образовались еще до 1914 года. К этим непогашенным долгам прибавились репарационные обязательства, которые возникли на основе решений Парижской мирной конференции 1919 года. Запад много раз с готовностью входил в положение Германии и соглашался на отсрочки и списания части ее обязательств. Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, он объявил о прекращении любых выплат по внешним долгам. Запад не возражал. Последние долги, относящиеся еще к началу ХХ века, Берлин погасил лишь в 2010 году. 

Афины сегодня особенно вспоминают Лондонское международное соглашение 1953 года об урегулировании германских долгов. Оно предусматривало списание около 50% задолженности, часть которой относилась еще к Первой мировой войне. По оставшейся части долга были предусмотрены льготные условия оплаты, включающие пролонгацию сроков погашения и низкие процентные ставки. Годовое бремя по долговым обязательствам Германии после 1953 года на практике не превышало 5% от доходов от экспорта (2). Сегодня у экономистов нет сомнения, что без Лондонского соглашения 1953 года германское «экономическое чудо» не могло состояться. Германия имела бы такой же жалкий вид, какой имеет сегодняшняя Греция. Сейчас Афины намекают, что Германия могла бы быть великодушной, предложив Греции условия, аналогичные тем, которые содержались в соглашении 1953 года. 

Впрочем, эксперты понимают, что политика западных кредиторов в отношении той или иной страны всегда имеет неафишируемые политические цели. Проводившаяся в 20-е и начале 30-х гг. ХХ века в отношении Германии жесткая линия поведения бывших стран Антанты (требования выполнения Германией всех обязательств по кредитам и репарациям) поощряла приход к власти нацистов, тогда действовал принцип «чем хуже, тем лучше». Лондонское соглашение 1953 года было продиктовано императивами холодной войны, которые требовали создания в лице Германии мощного противовеса Советскому Союзу в Европе. Создается впечатление, что глобальная элита сегодня сознательно провоцирует дефолт Греции, способный взорвать Европу. 

Однако Греция вспоминает Первую мировую войну не только для того, чтобы напомнить Германии ее собственную историю и призвать ее к великодушию и разуму. Афины решили продолжить наступление на фронте репарационной войны с Берлином. Представители Главного финансового управления Греции заявили в ходе заседания парламентской комиссии по установлению размера германских репараций, что размер долга Германии за ущерб, причиненный стране в период Первой мировой войны, составляет 9 миллиардов евро. Оценки ущерба сделаны на основе архивных материалов и пересчитаны с учетом сегодняшней покупательной способности евро. По данным Казначейства Греции, Германия заплатила Афинам лишь 47 млн. марок (в ценах 1952 года). Это всего 1,5% всего ущерба времен Первой мировой войны. Германия перестала производить выплаты Греции после конференции в Лозанне. Эта конференция проводилась летом 1932 года, на ней были приняты решения об аннулировании 90% репарационных обязательств Германии. Указанные решения принимались ведущими западными державами, которые расчищали путь Адольфу Гитлеру (3). Мнение Греции и других малых стран никто в расчет не принимал. 

В настоящее время греческие власти Греции пытаются избежать надвигающийся дефолт любой ценой. Вместе с тем монетизация репарационных требований Афин по итогам Первой и Второй мировых войн весьма проблематична. А вероятность списания (реструктуризации) суверенного долга с учетом репарационных требований не так уж мала. Хотя Берлин на этом участке фронта будет бороться с Афинами отчаянно, опасаясь прецедента, который может быть использован другими странами, в том числе Россией. 

В любом случае репарационные инициативы Афин не бесполезны. Они заставляют вспомнить уроки трагической истории ХХ века. 

(1) См.: В.Ю. Катасонов. Россия в мире репараций. – М.: Кислород, 2015.
(2) См. Jürgen Kaiser. One Made it Out of the Debt Trap. Lessons from the London Debt Agreement of 1953 for Current Debt Crises, 2013. 
(3) См.: В.Ю. Катасонов. Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории. – М.: Кислород, 2015, с. 197-198.