Энтони Блинкен в Анкаре: США пытаются крепче привязать к себе Турцию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Последние драматические события в Сирии, связанные с атакой авиации США и их союзников на позиции правительственных сил в Дейр эз-Зоре и откровенными попытками Запада продлить агонию террористов в Восточном Алеппо, говорят о том, что конца кровавой ближневосточной драмы в ближайшее время не предвидится.

Москва предпринимает максимум усилий для координации совместных действий с региональными державами, роль которых в гипотетическом умиротворении Сирии представляется ключевой. В первую очередь речь идёт о Турции,  через её территорию проходит главный маршрут направляющихся в Сирию боевиков. Кроме того, в минувшем августе турецкие власти начали в северной Сирии войсковую операцию «Щит Евфрата», задействовав в ней ряд протурецких «умеренных» группировок. В ряде недавних выступлений президент Эрдоган заявил о намерении расширить зону проведения операции в сторону Аль-Баба, доведя до 4500 кв. км площадь так называемой зоны безопасности, на которой турецкая сторона совместно с Эр-Риядом могла бы начать интенсивное жилищное строительство. При этом турецкий лидер сослался на  администрацию США, которая якобы с самого начала сказал «да» зоне безопасности, в то время как президент России Владимир Путин не говорит «нет». И ещё Р.Т.Эрдоган отметил, что для Турции, как для страны, борющейся с запрещённой в России террористической группировкой «Исламское государство», изначальными приоритетами были подготовка и вооружение оппозиции, бесполётная зона, зона безопасности. Всё это в целом совпадает с предложениями, выдвинутыми Джоном Керри на заседании Совбеза ООН и вызвавшими возражения Дамаска и Москвы. В призывах к одностороннему перемирию нетрудно разглядеть попытки вывести из-под удара террористические группировки.

В Анкаре по-прежнему огульно обвиняют сирийские власти в военных преступлениях, а очевидная невозможность отграничить террористов от «умеренной оппозиции» делает ситуацию в северной Сирии предельно опасной. Помимо протурецких боевых групп как минимум в семи пунктах региона дислоцируются американские спецназовцы (так же, как и турки, нелегально), что создаёт дополнительные угрозы сирийской армии, которая при поддержке российских ВКС ведёт борьбу с террористами, получающими, по некоторым сведениям, непосредственную помощь от американских кураторов. Быстрое продвижение турок на юг и юго-запад от Джераблуса вряд ли было бы возможным без американского прикрытия с воздуха и без доброй воли Москвы, давшей себя убедить в том, что террористов ИГ в приграничных с Турцией районах Сирии не переоденут в камуфляж «правильных» для Анкары боевиков «сирийской свободной армии». Однако дальнейшее их продвижение, особенно в сторону северной столицы Сирии Алеппо, может серьёзно ухудшить ситуацию. «Турецко-саудовское вторжение, поддержанное американским спецназом, уже дислоцированным в Сирии, может вызвать ответную реакцию России и Ирана на сирийской территории, поставив мир перед лицом новой катастрофы непредсказуемого масштаба», – отмечает испанское издание Publico.

В условиях сохраняющихся политических разногласий между Москвой и Анкарой принципиальное значение имеют договорённости военных, о чём пишет Hürriyet Daily News. Речь идёт о специальном протоколе для координации полётов авиации двух стран в сирийском воздушном пространстве в целях предотвращения нежелательных инцидентов. На сегодняшний день достигнуто джентельменское соглашение, в соответствии с которым самолёты одной страны не заходят в районы, где другая проводит военные операции: соответствующее решение было принято в Анкаре на встрече глав генеральных штабов России и Турции Валерия Герасимова и Хулуси Акара. Неудивительно, что у американцев сразу возник пристальный интерес к возможным российско-турецким договорённостям. В последнее время они заметно усилили своё внимание к Турции. В частности, в конце августа исследовательская группа Конгресса США выпустила обстоятельный доклад «Турция. Общий фон и отношения с США», в котором подчёркивается тесный характер военно-политических отношений двух стран.

Военное присутствие США и НАТО в Турции. Источник: Turkey: Background and U.S. Relations

В этом свете активизация американо-турецких политико-дипломатических контактов выглядит совершенно естественной. Ответом на эмоциональные высказывания турецких лидеров после неудавшейся попытки военного путча стала примирительная риторика вице-президента Байдена, который дистанцировался от курдских союзников США. Накануне отъезда из Нью-Йорка Эрдоган предположил, что операция иракской армии и формирований местных курдов (при вероятном участии американских спецназовцев) по освобождению удерживаемого ИГ Мосула может начаться 19 октября.

Задаче укрепления американо-турецкого партнёрства был посвящён и визит в Анкару 26-28 сентября заместителя государственного секретаря США Энтони Блинкена. По информации из дипломатических источников, основной темой его встреч в Анкаре была совместная борьба Турции и США с «Исламским государством» и вопросы стратегического сотрудничества Анкары и Вашингтона. В переговорах приняли также участие специальный представитель президента США в действующей на Ближнем Востоке коалиции Бретт Макгерк и заместитель помощника госсекретаря США Джонатан Коэн. Гости посетили пострадавший в ходе попытки переворота парламент, восхитившись мужеством ставшего на защиту демократии турецкого народа. Все эти демонстративные жесты связаны с попытками преодолеть сохраняющееся недоверие с турецкой стороны, без чего выстроить военное сотрудничество с Анкарой по Сирии у Вашингтона не получится.

В интервью телеканалу NTV по итогам своего визита Энтони Блинкен вновь подтвердил тесное сотрудничество с турецкими партнёрами, в том числе в вопросе противодействия ИГ, в руках которого остались только Мосул, Ракка и Дабиг; освобождение этих городов – на стадии обсуждения между Вашингтоном и Анкарой.

США внимательно относятся к чувствительным для безопасности Турции вопросам и выступают, в частности, против территориальной интеграции курдских кантонов северной Сирии. В  ближневосточных и турецких делах Блинкен далеко не новичок. Частый гость в регионе, в ходе своего июньского визита в Анкару он живописал «успехи» совместной с Турцией операции по перекрытию сирийской границы, как и выгоды американо-турецкого партнёрства в целом. После того как ситуация вокруг Алеппо обострилась, фактор турецкой границы сложно переоценить. В сентябрьском выступлении в Совете по международным отношениям Блинкен обращал внимание на то, что Москва стремится понизить геополитический статус Соединённых Штатов. По мнению чиновника, в сирийском вопросе существует вероятность, что «Россия возьмет на себя слишком тяжелый и непривлекательный груз». Заместитель госсекретаря исходит также из того, что Москва не готова бороться за победу правительства Сирии ценой гибели своих солдат.

Энтони Блинкен и Бинали Йылдырым во время встречи в Анкаре в июне, до попытки переворота в Турции

Во время проходившего 22 сентября «Глобального антитеррористического форума» Блинкен объявил о предстоящем сотрудничестве с Турцией в области защиты ресторанов, спортивных арен и других областях от террористических атак, на что предполагается выделить миллион долларов (ещё одна инициатива касается схожих программ в Центральной Азии). Случайно или нет, но 26 сентября консульство США в Адане оповестило об опасности терактов, которые могут быть направлены против находящихся в городе американцев.

Как на самом деле американцы борются с терроризмом в Сирии, хорошо известно. Радикальные вооружённые группировки во все времена служили Вашингтону инструментом продвижения его геополитических интересов. В случае с Сирией к таким интересам относятся дальнейшая фрагментация страны и недопущение формирования относительно устойчивых региональных конструкций, способных хотя бы частично смягчить последствия сирийского кризиса. Речь идёт в первую очередь об условном «треугольнике» Россия – Турция – Иран, надежды на который появились было в августе, но, похоже, так и не осуществятся.

Вот и сейчас заинтересованность Вашингтона в столкновении России и Турции на «переполненном поле боя» в северной Сирии предстаёт совершенно очевидной. Именно с этой целью турок (включая частные военные кампании) и их сателлитов будут усиленно толкать в направлении Алеппо.