Трамп хочет продолжать держать в американской узде другие страны за их же счёт

Разборки между Новым и Старым Светом только начинаются

47-й американский президент любит повторять, что те или иные страны до его прихода в Белый дом жили исключительно за счет США. По сути, чуть ли не весь мир находился на американском иждивении. И он, Дональд Трамп, будет восстанавливать справедливость, пересматривать отношения США с остальным миром. Где с помощью импортных пошлин, где путем пересмотра международных соглашений (скажем, потребовав от стран НАТО увеличить свои военные расходы более чем в два раза), где путем применения военной силы. Далеко за примерами ходить не надо. Только что закончился форум в Давосе, на котором Трамп обличал европейцев в иждивенческих настроениях и грозил им, что США будут перестраивать свои отношения с Европой на основе взаимной выгоды. Европейцы на форуме в ответ Трампу что-то мямлили. А в кулуарах шепотом обсуждали варианты возможных ответных действий. 

Меня удивляет, что среди политиков и государственных деятелей (не только европейских) очень мало таких, кто напоминает: главным иждивенцем в мире является именно Америка. А ведь это более чем очевидно. Для этого можно и нужно использовать такой статистический документ, который называется «Международная инвестиционная позиция США». Это один из главных макроэкономических документов, которые разрабатывают (по крайней мере, обязаны разрабатывать) страны-члены ООН, Международного валютного фонда и других международных организаций. «Международная инвестиционная позиция» (МИП) представляет собой таблицу, состоящую из двух основных частей: 

1) активы страны за рубежом, сформированные в результате вывоза капитала в разных формах (прямые, портфельные и прочие инвестиции); их еще называют «требования к нерезидентам»; 

2) иностранные активы в данной стране, сформированные в результате притока капитала в разных формах; их еще называют «обязательствами перед нерезидентами». 

Разница между требованиями и обязательствами называется чистой международной инвестиционной позицией (ЧМИП) страны. У одних стран имеет место превышение требований над обязательствами, это «положительная» ЧМИП. У других стран, наоборот, обязательства превышают требования, т. е. ЧМИП «отрицательная». Страны с положительной позицией можно образно назвать международными донорами. А страны с отрицательной позицией – должниками, или иждивенцами. 

Если верить риторике Трампа, то можно предположить, что у Америки положительная ЧМИП, т. е. Америка выступает в качестве донора остального мира. Но на самом деле Америка имеет хронически отрицательную ЧМИП, т. е. является устойчивым международным иждивенцем. 

Приведу данные по МИП США на конец третьего квартала 2025 года. Активы составили 41,27 триллиона долларов, а обязательства – 68,88 триллиона долларов. А ЧМИП – минус 27,61 триллиона долларов. Это почти равняется величине годового валового внутреннего продукта США (по предварительным оценкам МВФ, ВВП США по итогам 2025 года составил 30,6 трлн долл.).

Между прочим, на конец третьего квартала 2024 года ЧМИП США равнялась минус 24,51 трлн долларов. Т. е. международное иждивенчество Америки за один год приросло на 3,1 трлн долларов. 

В мире немало стран с отрицательной инвестиционной позицией. Но ни одна из них и близко не приближается к США. На втором месте после США по отрицательному значению ЧМИП идет Великобритания, но у нее показатель равен минус 1,12 трлн долларов. Вот еще страны со значительными минусовыми значениями ЧМИП (трлн долл.): Испания – 0,86; Франция – 0,80; Австралия – 0,56. 

А вот страны с самым большим плюсовым значением ЧМИП (трлн долл.): Германия – 3,71; Япония – 3,59; Китай – 3,18; Гонконг – 1,79; Норвегия – 1,61; Канада – 1,38; Тайвань – 1,37; Швейцария – 1,08. Эти страны можно назвать главными «международными донорами». Кстати, в эту же группу входит и Российская Федерация с показателем 1,06 трлн долларов (на конец 3 квартала 2025 года). Но даже если сложить все плюсы названных стран, все равно сумма будет примерно равной 2/3 минусового значения инвестиционной позиции США. Америка жирует (правильнее сказать: паразитирует) за счет десятков стран-доноров.

Что же Америке удалось привлечь в свою экономику со всего мира? По данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США (оно занимается статистикой МИП США), на первом месте стоят портфельные инвестиции – 37,3 трлн долл.; далее следуют прямые инвестиции – 19,9 трлн долл.  Средства нерезидентов на счетах в американских банках – еще 4,8 трлн долларов. 

Сейчас я хочу особо остановиться на таком компоненте международных обязательств США, как казначейские долговые бумаги. Согласно данным Минфина США, на конец ноября 2025 года таких бумаг за пределами Америки было размещено на сумму 9.355,4 млрд долл. Для  справки: на конец ноября 2024 года стоимость таких бумаг равнялась 8.723,3 млрд долл. Т. е. за год заграница предоставила американской казне взаймы дополнительную сумму в 632 млрд долларов. Сумма, достаточная для того, чтобы покрыть примерно три четверти годового военного бюджета США! 

По состоянию на ноябрь 2025 года ведущими зарубежными держателями американских казначейских бумаг были следующие страны (млрд долл.): Япония – 1.202,6; Великобритания – 888,5; Китай – 682,6; Бельгия – 481,0; Канада – 472,2; Каймановы острова – 427,4; Люксембург – 425,6; Франция – 376,1; Ирландия – 340,3; Тайвань – 312,5; Швейцария – 300,3; Сингапур – 272,2; Гонконг – 256,0; Норвегия – 218,9; Индия – 186,5; Бразилия – 168,1; Саудовская Аравия – 148,8; Южная Корея – 145,1; Германия – 109,8; Израиль – 107,7. 

Наибольшие приросты портфелей казначейских бумаг США за год (с ноября 2024 г. по ноябрь 2025 г.) были в таких странах, как Великобритания (прирост на 121,6 млрд долл.), Бельгия (119,7 млрд долл.), Япония (115,5 млрд долл.), Канада (99,9 млрд долл.), Норвегия (56,4 млрд долл.), Франция (43,6 млрд долл.). Можно предположить, что именно эти страны следует отнести к наиболее лояльным Вашингтону. Даже несмотря на то что Трамп в течение года держал их в сильном напряжении, особенно по вопросу таможенных пошлин, они продолжали послушно покупать казначейские бумаги США. 

Впрочем, ряд стран, наоборот, в течение года сокращал портфели американских казначейских бумаг. Среди них (в скобках – величина сокращения в млрд долл.): Китай (85,9); Индия (47,5); Бразилия (60,9).  Примечательно, что из казначейских бумаг США выходят в первую очередь страны БРИКС. Российская Федерация вышла уже давно, у нее сегодня этот портфель почти нулевой. Уже давно начал выходить из американских бумаг Китай, хотя делает это постепенно и осторожно. Ведь когда-то Китай был главным иностранным держателем казначейских бумаг США. В период 2012-2016 гг. в портфеле Китая суммарная величина американских бумаг превышала 1,3 трлн долларов. За десятилетие китайский портфель казначейских бумаг США сократился почти в два раза. 

Конечно, Вашингтону годового прироста зарубежных заимствований в размере 632 млрд долларов явно недостаточно. Ведь за первый год пребывания Трампа в Белом доме государственной долг США прирос на 2,2 трлн долларов и сегодня превышает 38,5 трлн долларов. Для справки отмечу, что, по данным МВФ, в настоящее время суммарный государственный долг всех стран мира составляет 110,9 трлн долларов. Получается, что на США приходится почти 35 процентов всего мирового государственного долга. Доля США в мировом ВВП, рассчитанная по паритету покупательной способности валют, в 2025 году оценена МВФ в 14,65%. Сопоставление приведенных цифр не может не привести к выводу, что американское экономическое благополучие является очень зыбким, т. е. зиждется на очень сильной государственной задолженности. 

В старые добрые для Америки времена более половины всего государственного долга удавалось размещать за рубежом. В начале 2020 года доля опустилась до одной трети. А по предварительным оценкам, на конец 2025 года лишь 23-24% всего государственного долга приходится на зарубежных держателей (преимущественно центральные банки). 

Все большую часть нового государственного долга приходится размещать внутри США. Основная нагрузка внутри США ложится на Федеральную резервную систему США. На ее балансе в настоящее время находится казначейских бумаг на сумму 6,58 трлн долларов. Другими важнейшими держателями государственного долга внутри США являются взаимные фонды, некоторые государственные агентства и власти штатов, банки, страховые компании и частные пенсионные фонды. Также солидная часть казначейских бумаг находится на руках у американских граждан (физических лиц) и различных частных организаций. 

Конечно, размещать новые выпуски казначейских бумаг в США становится все сложнее. Особенно учитывая, что Трамп добивается максимального снижения ключевой ставки ФРС США. А это означает падение и без того невысокой доходности государственных долговых бумаг. 

Что касается размещения долговых бумаг США за рубежом, то денежные власти других стран покупали такие бумаги, руководствуясь преимущественно не коммерческими, а политическими соображениями. Чтобы, по крайней мере, не допустить дальнейшего сокращения доли зарубежных покупателей казначейских бумаг, Вашингтону следовало бы укреплять свои союзнические отношения с такими странами-кредиторами. 

Но, кажется, Трамп решил рубить сук, на котором сидит Америка и он сам как президент. На протяжении всего первого года своего пребывания в Белом доме он твердил своим союзникам из Старого Света, что они «иждивенцы», привыкшие жить за счет Америки. Союзники терпели и продолжали выполнять свои союзнические обязательства. В частности, продолжали покупать казначейские бумаги США. 

Но, кажется, в начале этого года Дональд Трамп «достал» своих европейских союзников. «Достал» он их своими заявлениями по Гренландии и угрозами ввести пошлины против европейских стран, которые будут сопротивляться. По сути, это были ультиматумы и угрозы введения санкций против Старого Света. Нет, конечно, слово «санкции» не произносилось. Но европейским политикам пришла на ум мысль, что если Вашингтон без резолюции Совбеза может вводить в одностороннем порядке санкции против «неугодных» стран, то они, европейцы, также могут подпасть под категорию «неугодных». Со всеми отсюда вытекающими санкционными последствиями. 

А у Вашингтона возможности наказать «неугодную» Европу очень даже обширные. Как сообщает агентство Bloomberg, европейские государства владеют американскими активами на сумму более 10 трлн долларов, часть из которых находится под прямым контролем правительства. 

По данным Министерства финансов США, европейские инвесторы владеют американскими корпоративными облигациями на 1,8 трлн долларов и акциями на 2,3 трлн долларов. А также американскими казначейскими бумагами на сумму около 4,1 трлн долларов. Почему бы не «заморозить» эти активы? Конечно, в первую очередь активы в виде казначейских бумаг. Благо опыт заморозки международных резервов уже наработан. Потренировались на Ливии и Иране. Потом на России. А почему бы к «непослушной» Европе не применить этот опыт? Трамп может это сделать росчерком пера: подписать президентский указ. 

После того как Трамп пригрозил европейским странам пошлинами за их непослушание в вопросе Гренландии, страны Старого Света в Давосе стали обсуждать, какие у них могут быть «ответки» против США. Неожиданно одной из наиболее эффективных «ответок» они назвали продажи своих активов в США.  Эта мысль европейцев была немедленно в Давосе доведена до сведения Трампа. Некоторые наблюдатели считают, что Трамп слегка струхнул. А потому отменил свою угрозу о возможном введении пошлин против «непослушных» европейцев. Конечно, Трамп больше всего боится, что европейцы начнут освобождаться от американских казначейских бумаг. 

Вместе с тем разборки между Новым и Старым Светом только начинаются. Не исключено, что на каком-то крутом повороте Вашингтон может пойти на такую крайнюю меру, как заморозка европейских активов, в первую очередь американских казначейских бумаг. 

Трудно сказать, как дальше будут развиваться отношения между Новым и Старым Светом после январского обострения. Но думаю, что европейцы как минимум прекратят наращивать свои портфели американских государственных долговых бумаг. А, скорее всего, последуют примеру Китая, который на протяжении последнего десятилетия осторожно сокращал и продолжает сокращать портфель таких бумаг. Вряд ли они решаться на резкие движения, поскольку в этом случае Трамп точно подпишет указ о заморозке европейских активов в виде американских казначейских бумаг. 

Другие материалы