США рискуют вступить на Ближнем Востоке на минное поле

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В качестве одного из первых шагов в своей  ближневосточной политике новая администрация США начала закреплять традиционные союзнические связи с Израилем. В Тель-Авиве и Вашингтоне заговорили о новой эре беспрецедентного сотрудничества и дружбы.  В интервью Fox News 26 января Трамп,  не ссылаясь прямо на своего предшественника Обаму, признал, что США обращались с Израилем в последние годы «очень плохо», но со дня принятия им присяги в качестве президента «это уже отремонтировано» (it’s repaired).

В словах Трампа  о незыблемости союза Америки с  Еврейским государством нет ничего нового, эта позиция Белого дома не меняется десятилетиями. Многие полагают, что у нового президента США отношения с премьером Нетаньяху сложатся намного лучше, чем у прежнего. 

В Тель-Авиве свою очередь надеются, что республиканская администрация США предоставит Израилю историческую возможность аннексировать поселения на оккупированных палестинских территориях на полную мощность. В период избирательной кампании Трампа республиканцы утвердили в своей партийной программе три поправки, касающиеся Израиля:убрали положение о необходимости придерживаться принципа «двух государств для двух народов»; признали Иерусалим «неделимой» столицей Еврейского государства; вычеркнули упоминание об оккупации Израилем палестинских территорий. Всё это обещает завести урегулирование израильско-палестинского конфликта в область неизведанного.

Трудно не обратить внимания на то, что республиканцы односторонним образом признают правоту Израиля и вопреки многолетним наработкам международного сообщества в разрешении конфликта намерены в первую очередь защищать интересы Еврейского государства. Если Белый дом окончательно изберёт эту линию поведения, многие союзники США, включая ряд арабских государств и ведущих стран Европы, будут поставлены в непростое положение. 

Один из главных вопросов - позиция Трампа по принятой в декабре 2016 года резолюции Совета Безопасности ООН, которая запрещает Израилю строительство поселений на оккупированных палестинских территориях. «Поселенческая деятельность» Израиля признана одним из главных препятствий на пути к урегулированию конфликта, но Трамп с решением Совбеза не согласился. Он заявил, что «это ставит Израиль в очень сложную переговорную ситуацию, это очень нечестно по отношению к израильтянам». 

В недавнем телефонном разговоре с Нетаньяху американский президент подтвердил, что мирные переговоры между Израилем и палестинцами нужно вести непосредственно между двумя сторонами. Трамп обещает, что «Соединенные Штаты будут работать в тесном контакте с Израилем, чтобы добиться прогресса в достижении этой цели». 

15 января в Париже состоялась конференция по Ближнему Востоку, посвященная урегулированию палестино-израильского конфликта. На неё съехались представители 70 стран, но делегатов Израиля и Палестины среди них не оказалось. Участвовавший в форуме госсекретарь США Джон Керри признал, что идея двухстороннего урегулировании конфликта опять оказалась под угрозой, но двигаться в направлении урегулирования нужно. Однако премьер-министр Нетаньяху назвал встречу бесполезной. «Эта конференция станет последними конвульсиями старого мира. «Завтра» будет выглядеть по-другому, и это «завтра» уже близко», - заявил он на заседании Кабинета министров Израиля. Вполне вероятно, что глава израильского правительства имел в виду намеченную на февраль свою встречу с Трампом. Никто не делает секрета из того, что главной темой этих переговоров станет объявление Трампом решения о переводе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.

Президент Государства Палестина Махмуд Аббас попытался объяснить риски такого решения. Он направил Дональду Трампу письмо с предупреждением о «катастрофическом воздействии на мирный процесс» признания Соединёнными Штатами Иерусалима столицей Еврейского государства. По мнению Махмуда Аббаса, данный шаг будет иметь негативное влияние не только на израильско-палестинские отношения, но и на «стабильность и безопасность всего региона». Аббас предупредил об этом и другие державы, направив соответствующие письма руководителям России, Китая и Европейского союза.

Перемещение американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим может стать искрой, из которой вновь разгорится пламя насилия. «Это практически убьет любой вариант участия США в любом будущем мирном процессе, - считает Мустафа Баргути, видный палестинский политический деятель. - Такое действие будет воспринято как крайне провокационная мера».

Статус Иерусалима – исключительно чувствительный вопрос, для мусульман это священный город (Харам аль-Шариф). Высказываются опасения, что и без того воюющий регион захлестнут новые всплески религиозного экстремизма. 

В Израиле масштабы этой угрозы некоторые политики из партии Ликуд предпочитают замалчивать. Министр инфраструктуры Юваль Штайниц (Yuval Steinitz) в интервью армейскому радио выразил уверенность, что Трамп будет оставаться верным своему обещанию «и покажет себя серьезным и мужественным президентом». По его словам, переезд американского посольства в Иерусалим создаст прецедент для других стран.

А нужен ли такой опасный прецедент самим Соединённым Штатам?  

Бывший посол США в Израиле в администрации Джорджа Буша профессор Принстонского университета  Даниэль С. Карцер  (Daniel C. Kurtzer) назвал обещание Трампа переместить посольство в Иерусалим первым шагом на минном поле. Для США быть истинным другом Израиля, говорит бывший американский посол, вовсе не значит соглашаться во всём с премьером Нетаньяху. 

Мысль Даниэля С. Карцера заключается в том, что правящие коалиции в Тель-Авиве приходят и уходят, а одно неосторожное действие может толкнуть Израиль к пропасти. Поощрять политику Нетаньяху, перечёркивающую проект образования в Палестине двух государств, значит убивать саму идею будущего мирного сосуществования Израиля с палестинскими соседями и со всем арабским миром.