Хотят ли США мирного разрешения украинского вопроса?

О визите госсекретаря Рекса Тиллерсона в Киев

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После саммита «двадцатки» в Гамбурге (7-8 июля) госсекретарь США Рекс Тиллерсон на несколько часов приехал в Киев. Этого визита там очень ждали: через восемь месяцев после победы Дональда Трампа на президентских выборах наконец-то у украинского руководства появилась возможность получить инструкции из Вашингтона или хотя бы намёк на такие инструкции. Тем более что в Гамбург Порошенко не пригласили даже попить чаю в «нормандском формате» на полях саммита и за его  кулисами. Президенты России, Франции и Германии обсуждали ситуацию на Украине втроём, и, хотя Меркель успокоила Порошенко, что без украинской стороны никаких судьбоносных решений не будет, в киевских кабинетах власти  было неспокойно. Приезд Тиллерсона должен был развеять туман беспокойства. Кроме того, госсекретарь США привёз с собой Курта Волкера, нового специального представителя Госдепа по Украине, на которого возложена миссия координировать усилия по урегулированию конфликта в Донбассе.

«Мы разочарованы отсутствием прогресса в рамках минских соглашений, именно потому мы назначили специального представителя Курта Волкера», – сообщил Тиллерсон на пресс-конференции после встречи с Порошенко, отметив, что Вашингтон будет координировать свои действия с Россией, Францией, Германией и Украиной («Посол Волкер будет более активно работать в рамках нормандской группы»). На несколько дней Волкер останется в Киеве, «чтобы разобраться с ситуацией», «понять перспективы правительства и украинского народа в отношении этого сложного вопроса (конфликта в Донбассе – Ред.)».

Рекс Тиллерсон заметил, что США уже вложили в Украину «более $600 млн с начала этого кризиса». Антироссийские санкции, по словам американского госсекретаря,  останутся «до тех пор, пока Россия не прекратит те действия, из-за которых эти санкции введены». Он также считает, что Россия должна сделать «первый шаг для деэскалации ситуации в восточной части Украины, а именно по прекращению огня и отведению тяжёлого вооружения  для того, чтобы позволить наблюдателям ОБСЕ выполнять свою работу». Для этого он предложил РФ употребить своё влияние на военных непризнанных республик.

Тиллерсон сказал о цели США в украинском кризисе: поддержать восстановление территориальной целостности. Сказал он и о другом: о необходимости «обеспечить безопасность всех граждан Украины независимо от их этнической и национальной принадлежности, а также религии, это очень важно для суверенитета». 

Если первый тезис ласкал уши Порошенко и провоцировал украинского президента на фонтанирование комментариями, то второй услышан не был. «Если Москва не хочет в очередной раз испортить шанс, ей следует придерживаться логики, которой следуют все другие участники «нормандского формата». Первое – это состояние надёжного прекращения огня, второе – вывод всех оккупационных войск с украинской территории, третье – прекратить запугивание международных наблюдателей и рассчитывать на то, что ОБСЕ испугается и покинет украинскую территорию. Четвёртое – обеспечить надежный контроль со стороны международных сил неконтролируемого участка российско-украинской границы и линии столкновения, чтобы обеспечить прекращение режима огня. И пятое – освобождение всех заложников, которые незаконно содержатся как на оккупированные территории, так и в российских тюрьмах», – заявил Порошенко, раздуваясь от чувства собственной значимости. 

Если Тиллерсон говорил о «рамках минских соглашений», то украинский президент расставил эти «рамки» по своему усмотрению. В Киеве давно уже приловчились использовать минские договорённости для того, чтобы всё оставалось в состоянии «ни мира, ни войны»: достаточно обвинять в обстрелах  ДНР, ЛНР и Россию и постоянно срывать в Минске переговоры по обмену пленными. Так было и перед приездом Тиллерсона: во-первых, украинская сторона объявила, что она не станет вести переговоры по обмену с республиками; во-вторых, сообщила про «обострение на южном направлении» – мол, «боевики переоделись в форму ВСУ и обстреляли Широкино» как раз перед приездом туда делегации европейских парламентариев. 

Уже не раз и не два (и не десять) республики первыми прекращали огонь и не отвечали на украинские провокации (причём в ДНР и ЛНР хорошо известно, что военнослужащим, нарушившим перемирие, грозят реальные тюремные сроки), но Украину так и не удалось склонить ни на прекращение огня, ни на отведение тяжёлого вооружения от линии разграничения. Повторялось одно и то же: объявленный режим тишины Украина нарушала тут же, списывая это на «обстрел сепаратистов», конфликт обострялся, гибли люди. Причём, если в первые полтора-два года войны «минские паузы» ещё можно было ощутить, то теперь каждое перемирие заканчивается сразу же после его объявления.

На Украине Тиллерсону вручили подарок – журнал «Огонёк», который вышел в день рождения государственного секретаря США. В этом весь киевский режим: воюет с собственным народом, отнимая у него право на прошлое, «декоммунизируя» наследие СССР – и одновременно с этим в надежде сразить американского гостя дарит ему советский журнал 1952 года выпуска.

Занимательный, надо сказать, подарок. Есть в журнале заметка, посвящённая одесской китобойной флотилии «Слава», которая вела в те годы промысел в Антарктике. И целая страница посвящена «злодеяниям агрессоров» – это про американцев, применивших тогда биологическое оружие против КНДР. «Американские империалисты не желают мирного разрешения корейского вопроса. Они всеми силами затягивают мирные переговоры и одновременно творят своё преступное дело…» – писал «Огонёк» в марте 1952 года. 

Хотят ли американцы теперь, 65 лет спустя, мирного разрешения украинского вопроса?

Соб. корр. ФСК