Строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс завершено

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несколько дней назад было объявлено о завершении неоднократно сдвигавшегося в сроках строительства железнодорожной магистрали, связывающей столицу Азербайджана Баку с турецким Карсом через грузинскую территорию. Пассажирами первого поезда, проследовавшего от Карса до границы Грузии, стали глава министерства экономики этой страны Георгий Гахария и министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан. Компанию им составили руководители железных дорог Грузии, Турции, Азербайджана и Казахстана.

«У нас большие ожидания от тех результатов, которые должно принести задействование железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс как Грузии, Турции и Азербайджану, так и странам региона. Я надеюсь, что этот важный проект скоро заработает», – сказал Георгий Гахария.

В предоставленном турецкой стороной модернизированном составе состоялась расширенная встреча сторон, в ходе которой обсуждалась реализация проекта и перспективы дальнейшего углубления и расширения экономических отношений Турции, Грузии и Азербайджана. Затем участники переговоров осмотрели построенный на железнодорожном участке Ахалкалаки – Карцахи контейнерный терминал и строящийся вокзал в Ахалкалаки, где ведутся внутренние отделочные работы.

Г. Гахария выразил уверенность в подключении к проекту большего количества стран. Его дополнил не менее оптимистично настроенный А. Арслан: «Это исторический проект. И вместе мы являемся частью данного исторического факта – запуска первого поезда по новой железнодорожной ветке. Проект очень важен для всех трёх стран, благодаря чему мы будет развивать экономические и культурные контакты». По словам министра, «на первых порах железная дорога касалась только Турции, Грузии и Азербайджана, но теперь Казахстан и Туркмения также присоединяются к проекту». Ранее, в июне, Ахмет  Арслан говорил, что железная дорога Баку – Тбилиси – Карс будет готова к вводу в эксплуатацию в августе  2017 года. Турция практически полностью завершила реализацию этого проекта на своей территории, однако оползень в Грузии вынудил несколько сдвинуть сроки.

Примечательно, что в тот же день, 19 июля, в Баку состоялась трёхсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Турции и Туркмении, на которой Мевлют Чавушоглу официально объявил о начале «тест-драйва железной дороги Баку – Тбилиси – Карс», сервисное обслуживание которой начнётся осенью 2017 года. Проект завершен, недостатки устранены, и в течение нынешнего года начнется движение поездов. Заместитель главы правительства Туркменистана, министр иностранных дел Рашид Мередов отметил, что на встрече был обсужден ряд важных вопросов, в том числе различные направления сотрудничества в области энергетики, торговли и культуры: «Мы намерены расширить отношения в экономической, политической, энергетической, культурной сферах и готовы осуществить все задуманное. Один из вопросов, обсужденных на нынешней встрече, был связан с проведением в Туркменистане первого трехстороннего саммита глав государств. Как отметил министр Мамедъяров, в этом году исполняется 25 лет установления дипломатических отношений между Туркменистаном и Азербайджаном и Туркменистаном и Турцией. Мы придаем большое значение этим связям».

Напомним, реализация амбициозного проекта началась в 2008 году на основании трёхстороннего азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Общая протяженность трассы – 826 километров. Пиковая пропускная способность коридора оценивается в ежегодные 17 млн тонн грузов. Предполагается, что на начальном этапе эксплуатации коридора этот показатель составит примерно 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов в год.

Возможное вовлечение в проект Казахстана и Туркменистана (с перспективой выхода на Китай) предполагает реанимацию идеи т. н. Транскаспийского коридора, коммерчески оправданного разве что в случае массового экспорта китайских товаров в Европу. Соответствующие вопросы обсуждались в Астане на экономическом форуме в рамках EXPO 2017. В центре внимания были перевал грузов из Китая и Казахстана в Баку и далее через Грузию в Турцию, определение тарифов для грузов, перевозимых товаров из Польши в Казахстан. Кроме того, стороны решили поменять название коридора на «Средний».

Отсутствие полной ясности с тарифами на перевозки по железной дороге от Баку до Карса оставляет вопросы о коммерческой рентабельности данного проекта, имеющего важную геополитическую составляющую. Железная дорога Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс является частью более масштабной идеи по соединению стальных путей бывшего советского Закавказья  с Европой через территорию Турции. По программе развития турецких железных дорог построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор в Стамбуле, обеспечивающий прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог, напоминает интернет-издание «Кавказский узел». В перспективе проект по линии Баку – Карс предполагается встроить в железнодорожный скоростной коридор «Европа – Кавказ – Азия».

По материалам СМИ