Австрия: торжество Себастьяна Курца

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Выборы в немецкой федеральной земле Нижняя Саксония оказались в тени более важных парламентских выборов в Австрии. Между тем два этих события объединяет не только дата – 15 октября, но и «внеплановость»: в обоих случаях имели место досрочные выборы. 

Нижняя Саксония по численности населения уступает Австрии, но незначительно (7,9 против 8,7 млн человек), так что и по числу избирателей выборы похожи. Совершенно разными они оказались по своим итогам: если на севере Германии торжествуют победу социал-демократы, то в Австрии (которую, кстати, иногда называют семнадцатой федеральной землей Германии) – консерваторы. Австрийские социал-демократы уступили не только победителю, Австрийской народной партии, но и правоконсервативной Австрийской партии свободы. В Нижней Саксонии правоконсервативная «Альтернатива для Германии» выступила слабее, чем можно было ожидать. Тем не менее и Вена, и Ганновер (главный город Нижней Саксонии) принесли недобрые вести Ангеле Меркель. 

В Нижней Саксонии христианские демократы совсем было поверили, что победа у них в кармане, а получили худший результат с 1959 года. Фортуна отвернулась от ХДС на финишной прямой: по опросам, только с октября социал-демократы рванули вперёд и пошли в отрыв от демохристиан. Нынешняя победа социал-демократов, которые демонстративно отказались от участия в коалиции с демохристианами на уровне федерации, несколько ослабляет позиции ХДС/ХСС на предстоящих переговорах по формированию нового правительства. С этой точки зрения утешить христианских демократов может только позиция либералов: если, сохранив верность своей предвыборной риторике, СвДП откажется от заманчивого предложения войти в правительство Нижней Саксонии вместе с зелёными под водительством СДПГ и подтвердит курс на союз с правоцентристами из ХДС/ХСС.

Однако если результаты выборов в Нижней Саксонии важны для Берлина, прежде всего, в тактическом плане, то выборы в Австрии – это более чем серьёзный вызов самой философии Ангелы Меркель, её надежде, что лозунг «Никаких перемен!», заимствованный ею у Конрада Аденауэра, устроит широкие массы. Нет, не устроил. Даже в Германии с её относительным экономическим благополучием и низкой безработицей Нижняя Саксония отняла у ХДС пальму первенства. В том числе потому, что социал-демократы убедительнее обещали отстаивать интересы тех, кто трудится на крупнейшем в федеральной земле автомобилестроительном концерне Volkswagen. 

В Австрии же Себастьян Курц пришёл к своему триумфу под девизом, прямо противоположном лозунгу Меркель: Курц говорит о необходимости перемен. «Время пришло» – таков был лозунг его избирательной кампании. Курц считает, что сейчас пришло время отстаивать консервативные ценности, реально защитив Европу от притока мигрантов. Он ставит себе в заслугу инициативу по закрытию балканского маршрута, говорит о целесообразности перекрыть маршрут из Ливии, предлагает создать за границами Евросоюза лагеря по приёму беженцев, снимая с европейских стран непосильную задачу разбираться с тем, насколько обоснованны претензии мигрантов на получение этого статуса. Пособия для беженцев следует свести к минимуму, чтобы не ставить под угрозу уровень жизни коренного населения Европы. 

Что касается скромных результатов «Альтернативы для Германии» (АдГ) в Нижней Саксонии, то в этой федеральной земле относительно высока доля некоренного немецкого населения, которое поддерживает проиммигрантскую политику. По последним опросам, АдГ симпатизируют 12% населения ФРГ. Потом даже при таких скромных результатах «Альтернатива» уверенно вошла в состав земельного правительства, и это уже 14-й из 16 земельных парламентов, где заработает фракция этой партии. Так что честнее говорить не о пропасти между Австрией и Германией, а о пропасти между немецким истеблишментом и населением. Ведь, несмотря на мощнейшую пропаганду, а порой и прямое насилие против политиков из АдГ (включая фактический запрет на профессиональную деятельность), за эту партию-изгоя голосует много избирателей. 

В Австрии ситуация более взвешенная. Австрийская партия свободы ещё под руководством Йорга Хайдера впервые прошла в парламент в 1986 году, в состав правительства – в 1999 году. «Ах, какой же был скандал!» Израиль отозвал из Вены своего посла, больше половины стран Евросоюза резко сократили контакты с Австрией… чтобы через 8 месяцев благополучно их восстановить. В отличие от Германии, где представители политического класса разве что в обморок не падают от успехов АдГ, в Австрии не только консерваторы, но и социал-демократы не исключают создания правительственной коалиции с ультраправыми из Партии свободы.      

Среди прочего будущий австрийский канцлер пообещал своим избирателям прекратить выплату социальных пособий иностранцам из других стран Евросоюза, если они прожили в Австрии менее 5 лет. Это совсем не во вкусе Брюсселя, ведь, если потакать национальным правительствам, на горизонте забрезжит развал и ЕС. Впрочем, Курц противник идеи выхода Австрии из Евросоюза. Более того, правоконсервативная Австрийская партия свободы (АПС) отказалась от евроскептицизма (во всяком случае, в настоящий момент).

То обстоятельство, что АПС удалось перетянуть канат в соперничестве с австрийскими социал-демократами, – ещё одна кость поперёк горла Брюсселю и Берлину. Именно из-за антииммигрантской риторики партий, которых поддержал австрийский избиратель, главные европейские СМИ всю предвыборную кампанию в Австрии освещали сквозь зубы. И каков итог? Зелёные, настроенные на приём беженцев, не смогли даже войти в парламент Австрии – они получили меньше необходимых для этого 4% голосов избирателей. До сих пор неясно, каким чудом представителю зелёных Александру Ван дер Беллену удалось превзойти харизматичного Норберта Хофера из Австрийской партии свободы. Однако чего на свете не бывает.

Есть и ещё одно связанное с австрийскими выборами обстоятельство, малоприятное госпоже Меркель. Увы, это возраст. Себастьян Курц стал министром иностранных дел Австрии в 27 лет, сейчас ему 31. Австрийская народная партия только благодаря необычайно популярному в стране Курцу возродилась едва ли не как феникс из пепла: если бы Курц не появился в её рядах, партии угрожало угасание. Пауль Цимиак, председатель молодёжного крыла ХДС, не скрывает восхищения: «Я рад за моего друга Себастьяна Курца. Люди в Австрии хотят свежего ветра, новых умов и ясных слов». Прозрачный намёк: и в Германии хотят того же. Оставаясь в спальном вагоне, немецкая политика движется в тупик. Между прочим, это касается и отношений с Россией. 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться