Кольцо окружения вокруг Ирана сжимается

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Саудовская Аравия активизировала свою кампанию против влияния Ирана на Ближнем Востоке. 19 ноября в Каире на экстренном заседании Лиги арабских государств (ЛАГ) министры иностранных дел осудили то, что они назвали «агрессией» Ирана в регионе. Иранские союзники из Ливана и Ирака от участия в этом совещании, инициированном Саудовской Аравией,  Бахрейном, ОАЭ и Кувейтом, отказались. Дружественная Тегерану Сирия по-прежнему лишена членства в ЛАГ.  

Воскресная встреча в Каире проходила на фоне обострения политической напряжённости между Эр-Риядом, с одной стороны, Тегераном и ливанским движением «Хезболла» – с другой. По замыслу саудовского руководства, арабские государства должны выступить против Тегерана единым фронтом (сейчас соперничество Эр-Рияда и Тегерана в Йемене, Сирии и Ливане складывается в пользу Ирана). Речь идёт и о военном противодействии. «На этом этапе мы не объявляем войну с Ираном», – сказал глава ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт, обещающий предложить Совету Безопасности ООН провести специальное заседание для обсуждения резолюции арабских стран против Исламской Республики. В заключительном коммюнике ЛАГ говорится: «То, что делает Иран, подрывает безопасность и мир не только в арабском регионе, но и во всем мире». 

Сегодня на переднем крае этой борьбы оказался Ливан, где до сих пор сохраняется взрывоопасная обстановка в результате неожиданной отставки премьер-министра Саада Харири, который после двух недель нахождения в Саудовской Аравии снова возвращается в большую политику. 18 ноября в Париже он встретился с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Харири обещает разъяснить свою позицию в ближайшие дни, когда вернётся в Бейрут. Он намерен принять участие в праздновании Дня независимости Ливана 22 ноября. 

Пока же Ливан остаётся в состоянии политической неопределённости. Харири выступает против Ирана и «Хезболлы», а ливанское правительство  возражает против признания «Хезболлы» террористической организацией. «Хезболла» –  ключевой элемент коалиционного правительства Ливана и союзник президента Мишеля Ауна, представляющего христианскую диаспору страны. 

Франция, которая обладала мандатом на Ливан в первой половине ХХ века, планирует объединить международную поддержку сохранению стабильности в стране, но у Парижа нет чёткого прогноза развития ситуации.

19 ноября в телефонном разговоре Макрон ознакомил премьер-министра Израиля Нетаньяху с теми мерами, которые он принимает в результате кризиса в Ливане. Нетаньяху и Макрон также говорили о ядерной сделке с Тегераном, усилиях Ирана по расширению своего влияния в Сирии и его других действиях. Консультации между Францией и Израилем продолжатся, а в начале декабря Нетаньяху посетит Францию. Эта встреча может привести к опасным для Ирана последствиям. Макрон на фоне ливанского кризиса явно склоняется на сторону противников Ирана. В частности, он предлагает внести поправки в ядерное соглашение с Тегераном, дополнив документ ограничениями для Ирана в области разработки и испытания ракетного вооружения.

За день до разговора с Нетаньяху Макрон  говорил с президентом США Дональдом Трампом о необходимости объединения усилий для противостояния Ирану и «Хезболле». Французский президент позвонил также президенту Египта, наследному принцу Саудовской Аравии и Генеральному секретарю ООН. Речь может идти о попытках консолидировать политику принуждения Тегерана к отказу от активной ближневосточной политики.

Соб. корр. Фонда стратегической культуры