В глазах Брюсселя Польша становится угрозой демократии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Спор между Европейской комиссией (ЕК) и Польшей по поводу польской судебной реформы обострился. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уверяет: «Мы не воюем с Польшей … все соединяющие нас мосты сожжены не будут», а его первый заместитель Франс Тиммерманс с показным сожалением констатирует: «…всё ухудшилось, и у нас нет другой возможности». 

В свою очередь польское министерство иностранных дел ожидает от европейских партнёров «лучшего понимания» и винит ЕК в «неоправданном обременении взаимоотношений», которое может «препятствовать построению взаимопонимания и взаимного доверия». Варшава упрекает Брюссель в политической подоплеке решения от 20 декабря о запуске Еврокомиссией процедуры введения санкций против Польши. «Абсолютно политическим» назвал это решение президент Анджей Дуда.

Подразумевая, очевидно, что Брюссель мстит Польше за её отказ принимать мигрантов по европейским квотам, а сама идея квот пришла из Берлина, Варшава сделала несколько демонстративных антигерманских выпадов. Брюссель со своей стороны упрёк в политической составляющей спора отвергает и настаивает, что ужесточение его позиции обусловлено отсутствием прогресса в двухлетнем споре о судебной реформе. 20 декабря атмосфера заметно накалилась. Одновременно произошли несколько событий: 

– Брюссель впервые в истории ЕС запустил санкционную процедуру в отношении Польши в связи с угрозой нарушения основных ценностей Европейского союза;

– невзирая на это, президент Польши подписал законы о Верховном суде и о Национальном судебном совете;

– польский адвокат Стефан Хамбура подал председателю Еврокомиссии заявление с просьбой рассмотреть возможность возбуждения дела по ст. 258 Договора о функционировании Европейского союза против Германии;

– глава польской парламентской группы по делам репараций Аркадий Мулярчик после встречи с греческими депутатами сообщил, что парламенты двух стран начали сотрудничать по вопросу репарационных требований к Германии;

– на пресс-конференции в Брюсселе вице-премьер Венгрии Семен Жолт заявил, что  польско-венгерская дружба обязывает Венгрию противостоять Еврокомиссии и защищать Польшу от «несправедливого, показательного и политического разбирательства». 

То есть «польский вопрос» выходит за рамки отношений Брюсселя и Варшавы.

Конфликт вокруг польской судебной реформы начался более двух лет назад. За это время в Польше были приняты в общей сложности 15 законов, по поводу которых мнения Брюсселя и Варшавы кардинально разошлись:  ЕК считает их угрозой демократии, тогда как польское руководство уверено, что принятые законы, наоборот, продвигают демократию в судопроизводство. Брюссель требует восстановить независимость судопроизводства, которую нарушают появившееся у польского президента  право продлевать мандаты членам Верховного суда и право министра юстиции отправлять судей в отставку. Согласно закону о Национальном совете судоустройства, членов совета будут выбирать не судьи, а депутаты Сейма. 

Польская Gaseta Wyborcza с тревогой рассуждает: «Сам по себе факт запуска против Польши процедуры по ст. 7 означает, что Европейская комиссия имеет серьёзные сомнения в том, что Польша всё ещё остается правовым государством. Процедура сильно повышает вероятность того, что в будущем Польша вообще покинет Европейский союз … Нашим детям придётся получать визу, чтобы поехать в Берлин, Париж или в Дублин». 

Соб. корр. ФСК