Лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» перед спуском на воду, Николаев, 1915 год.

«Николаев – это предапокалипсис»

Центр судостроения УССР: умирают заводы, читать чертежи могут лишь 80-летние специалисты

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Город Николаев на Украине – центр Николаевской области – основан в 1789 году князем Григорием Потёмкиным и уже в 19 веке стал центром кораблестроения. А во времена Советского Союза Николаев был не только одним из центров судостроения, в городе работали Николаевский глинозёмный завод (был одним из самых крупных предприятий города), авиаремонтный завод, предприятия электронной промышленности. В Николаев ехали со всего Союза – нужны были рабочие руки, город рос.

Всё изменилось с момента обретения Украиной независимости в 1991 году. Предприятия стали закрываться, промышленность – умирать, люди, оставшиеся без работы, уезжать в поисках лучшей доли.

Сегодня Николаев по-прежнему является административным центром большой области на юге Украины. Только вот жизнь в нём больше не кипит.

«Сегодня Николаев – это умирающий город мелких лотков. По улицам ходят постаревшие люди – те самые, которые приехали в него по зову Родины. Сегодня они получают нищенские пенсии. Растёт население только у кладбищ. Вымирают целые кварталы. Некоторые ещё живы, но уже деградировали. Старики охают, люди возраста 25-40 выстраиваются в очередь за дешёвым самогоном. Маленьких не видно. Деградация и депопуляция.

Спуск на воду китобойной флотилии «Советская Россия» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1960 году.

Спуск на воду китобойной флотилии «Советская Россия» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1960 году

Молодежь стремительно уезжает. Кто в Киев и Одессу, кто в Россию, кто в Польшу. Кто на заработки, кто в поисках лучшей жизни», – написал украинский журналист Сергей Лямец, навестивший свой родной город.

В Николаевской области по состоянию на 1 апреля 2018 года задолженность по заработной плате составляет более 100 млн гривен (около $4 млн).

Самый крупный должник – Николаевский судоремонтный завод, имущество и землю которого уже выставили на продажу, назначив смешную цену в 52,3 млн грн ($2 млн) за землю, помещения, набережную, железнодорожные пути и автодороги. Всё это уйдёт с молотка уже 21 мая.

«Пилить судостроительные заводы начали ещё при Кинахе. Премьер, выходец из Николаева, мог дать судостроению второе дыхание? Не стал.

После Ющенко отрасль полетела в ад. Ни заказов, ни льгот, ни государственной политики. После многочисленных переуступок Черноморский завод попал в руки Новинского. Но сделать олигарх уже ничего с ним не смог. Когда завод получил заказ на изготовление корвета, специалистов пришлось искать по домам престарелых. 80-летние деды оказались единственными, кто смог прочесть сложнейшие чертежи. Притом что в городе Николаеве есть целый судостроительный институт, который уже много лет специализируется на выпуске переводчиков и менеджеров со знанием ПК», – продолжает свой рассказ Лямец.

Печальная судьба постигла и Николаевский морской порт (один из многих портов Николаева), территорию которого сдали в аренду на 49 лет. Но, поскольку это государственное предприятие, чтобы соблюсти видимость закона, в собственности государства оставили 1 (!) метр причала.

Ещё один судостроительный завод – «Океан» – продали голландцам, которые искренне хотели работать, но через пару лет сбежали с Украины, настолько дикими для них были условия ведения бизнеса. С тех пор никому не нужный «Океан» медленно умирает. Третий завод – Черноморский судостроительный – пилят на металлолом.

Когда-то давно завод «Заря» славился своими газотурбинными двигателями. Сегодня стратегический объект готовят к приватизации – банкротят, чтобы сбить цену.

Возле завода «Океан» расположен бывший военный порт, который сегодня готовят к концессии. И если для приватизации старательно сбивают цену, то для концессии, наоборот, увеличивают. Один из «хозяев» города поставил управляющим своего человека, который будет зарабатывать, отдавать часть денег государству, а часть откладывать и когда накопит нужную сумму, приватизирует порт за государственные деньги.

Что касается Николаевского глинозёмного завода – крупнейшего в Европе, – ещё в 2000 году его купил «Русал» («Русский алюминий»). Русский холдинг был обязан по условиям приватизации построить завод по выплавке алюминия в Харьковской области. Обязательства не были выполнены. Поговаривают, что НГЗ купили только для того, чтобы убрать конкурента. А в 2017 году его перепродали швейцарской компании Glencore. Что будет с заводом дальше, неизвестно.

Николаевский авиаремонтный завод, процветающий при Союзе, также тихо умирает.  В 2016 году с заводом заключили контракты на ремонт трёх Су-24 и одного Ил-76МД. Сегодня завод вместо самолётов изготавливает авиационные стремянки, ёмкости для зерна и несколько хлебных фургонов.

«От всего города веет унылой плесневеющей безнадёгой. Если Припять – это постапокалипсис, то Николаев – это предапокалипсис. Хотите порцию отчаяния и неверия? Садитесь в пародию на «Интерсити» до Херсона и успейте выпрыгнуть во время трёхминутной остановки. Вы не ошиблись – это областной центр и в прошлом почти город-миллионник. Смелее.

Из пригородов можете съездить в Южно-Украинск. Там атомная электростанция стоит. Её «пилят» по-своему, как николаевскую «Зарю», – это ещё одна история успеха», – отмечает журналист.

«Но я уверен, что Николаев все еще можно оживить. Было бы желание. Глобализация – не приговор. Важно выбрать модель и воплотить ее. Но кто будет заниматься реанимацией? Савченко? Порошенко? Фирташ? Совершенно точно возрождение произойдет не в ближайшие год-два. Людям, которые хотели бы вдохнуть жизнь в дряхлеющее тело промышленного центра, сделать это не позволит сама система. Смерти Николаева терпеливо ждут гиены и грифы из разных партий и сословий. Они не позволят романтичному и глупому Айболиту вколоть больному городу витамины и антибиотики.

А там посмотрим. Может быть, для возрождения придется умереть. После чего на месте старого Николаева вырастет нечто новое», – заключает Сегей Лямец.

Жаль, что для возрождения Николаеву, рождённому Российской империей и ставшему одним из судостроительных центров Союза, «придётся умереть» только потому, что украинская независимость оказалась неспособной потянуть Николаев (да и многие другие города и области). Не по Сеньке шапка.

Соб. корр. ФСК