Большой друг России – а на самом деле не друг – Дональд Джон Трамп, без сомнения, шикарно умеет делать бизнес. Ещё лучше он делает громкие заявления, которые, скажем мягко, далеко не всегда сбываются. Но некоторым всё же нравится то, что Америка превыше всего, и она обязательно должна сделаться великой при Трампе. Прежде всего, через деньги. И тут Трамп развернул серьёзную деятельность, заключая контракты, грозя пошлинами и санкциями.
В том числе и в кинематографе. Может быть, эта новость прошла для вас незамеченной, но знать её необходимо. Вот она: Трамп распорядился ввести пошлины в 100% на иностранную кинематографическую продукцию. И это мощный удар, на самом деле. Ведь иностранная (для США) кинопродукция и так героически билась и бьётся с голливудскими фильмами. Теперь же её загоняют в заранее максимально проигрышные условия.
Трамп считает, что киноиндустрия США «очень быстро умирает» из-за стимулов, которые другие страны предлагают американским кинематографистам. «Мы хотим, чтобы фильмы снова снимались в Америке!» – постановил мистер президент. То есть речь идёт о ввозе и прокате американских фильмов – пошлины, и о том, чтобы снимать голливудские ленты не за границей, а непосредственно в США. Понятно, что это подчас дороже и невыгоднее. Как отнестись к этому?
Очевидно, что пострадают – и очень сильно – голливудские центры в других странах, прежде всего в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Если же судить с точки зрения американцев, то наличествует соблазн заявить: отлично, теперь будем смотреть родненькое. Вроде бы так, но на самом деле не так. Потому что кинорынок, действительно, огромный, и большинство к этому давно привыкло. Понятно, что пошлины Трампа этот рынок значительно сузят, и это в свою очередь приведёт к потере качества.
Однако с точки зрения бизнеса всё сложнее и проще одновременно. Иностранные кинематографисты будут вынуждены встраиваться в голливудскую систему – функционировать внутри её непосредственно. Это, собственно, давно уже происходит, потому что, нет сомнений, американский кинорынок – гегемон, поглощающий все остальные. Хочешь славы и денег? Давай в Новый Свет, дружок, так было на протяжение века – и так, вероятно, продолжится. Теперь же придётся потолкаться ещё активнее за место под калифорнийским солнцем.
Меж тем заявления Трампа о введении 100-процентных пошлин на иностранную кинопродукцию уже вызвали негативный эффект. Одни лишь заявления, потому что, напомню, сами пошлины ещё не введены. Произошло обрушение акций кинокомпаний, что негативно сказалось на всех. Вообще в кинобизнесе к заявлению Трампа относятся скорее негативно. Впрочем, когда это его останавливало?
Беда в том, что Трамп человек довольно безграмотный, если не сказать, невежественный, поэтому его понимание многих процессов исходит в основном из двух топорных постулатов, связанных с money. Первый: ничего личного – только бизнес. Второй: из скота делают мясо и жир, из людей – деньги. Согласно этому, Трамп в большинстве случаев и действует. Но кино как часть культуры, даже современное кино, – безусловно, более тонкий, сложносочинённый процесс, нежели ему представляется.
Например, не стоит забывать, что Голливуд – это продукт не американский или как минимум не сугубо американский. Это результат того самого плавильного котла, только в искусстве. Лучшие кинематографисты – режиссёры, сценаристы, актёры, etc. – приезжали в Голливуд, чтобы реализовать свои мечты, амбиции, и американская киноиндустрия использовала и потребляла их. Такой вот незамысловатый бартер. Голливудское кино – как лучшее, так и худшее – было бы невозможно без иностранцев.
И да, конечно же, возникает логичный вопрос: можно ли экстраполировать, перенести трамповский пошлинный опыт в кино на другие страны? Безусловно, можно. Это, правда, создаст огромное количество экономических проблем. Но в то же время есть шанс, что мы вновь получим, условно говоря, национальное кино. То, которое было потеряно в 80-х, когда блокбастеры съели остальное, а синематограф оказался стандартизирован. Как следствие, априори не может появиться французское кино Годара и Трюффо или итальянское кино Антониони и Феллини.
Россия же вполне себе уже реализовала подобный опыт. Многие голливудские фильмы у нас запрещены к прокату. Это породило огромное число российской кинопродукции, но, будем честны, большинство из неё – откровенно слабого качества. К тому же сделаны эти как бы российские ленты по тем самым голливудским стандартам, причём не самым удачным. Поэтому если отгораживаться от остального киномира, то не с целью прибыли (хотя без этого, ясное дело, в современном мире никуда), но и в стремлении создать достойное кино; подчёркиваю – своё кино. Пока что эта миссия видится невыполненной.
И, если честно, было бы замечательно в пику наглецу Трампу сделать несколько (начать с малого) по-настоящему масштабных международных кинопроектов. Может быть, привлечь тех же американцев – нечто совместное, монументальное, то, что изумит мирового зрителя. Это бы могло и подарить яркое кино, и повлиять на международное положение России. Та самая «мягкая сила». В общем, идти от обратного и добиваться результата. Почему бы и нет, что называется? Надо пробовать.