Крымский мост на рассвете.

Мосты в Крым – из прошлого в будущее

Украина сожгла мосты с Крымом, Россия – построила

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Программа социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя, реализация которой первоначально была рассчитана на шесть с половиной лет, без всякого преувеличения, зачаровывает не только размахом, но и «близостью к народу» – не только к туристам, но и к жителям полуострова, в 2014 году вернувшегося домой, в Россию. Причём киевская власть, добровольно взявшая себе роль злой мачехи, жизнь крымчанам и севастопольцам стремилась всячески усложнить. Во-первых, Северо-Крымский оросительно-обводнительный канал, построенный во времена УССР и снабжавший территорию полуострова водой Каховского водохранилища, был перекрыт дамбой, в результате чего Крым почти полностью потерял отрасль орошаемого земледелия. Во-вторых, украинские радикалы подорвали в Херсонской области в ноябре 2015 года опоры ЛЭП и фактически лишили Крым электроэнергии. Вряд ли они пошли на подрыв без отмашки властей – только совсем ленивым неведомо, что «неизвестные активисты» украинских и меджлисовских добровольческих батальонов кормятся из рук власти. В-третьих, Украина отрезала транспортное сообщение с Крымом – авиационное, железнодорожное, автобусное. В-четвёртых, те же «активисты» устроили продовольственную блокаду, надеясь, что на полуострове вспыхнет дефицит продовольствия, а вслед за ним – и недовольство людей. Плюс к этом продолжаются попытки устроить в Крыму диверсии и даже теракты, разжечь межнациональные конфликты.

Неизвестно, кто и в каких кабинетах ваял планы дестабилизации Крыма, рассчитывая, что без воды, электричества, продуктов питания, в условиях нестабильности эйфория подавляющего большинства населения полуострова от воссоединения с Россией  быстро сменится унынием и над утраченной территорией можно будет снова водрузить петлюровский сине-жёлтый флаг. Одно можно сказать с уверенностью: о Российской Федерации сочинители этого плана знали на уровне «маркеров»: медведи, валенки, водка, балалайка, шапка-ушанка… Никто на Украине (и не только) совершенно не ожидал, что крымчане и севастопольцы стойко перенесут временные трудности, а Россия сведёт их к минимуму за поразительно короткие сроки. 

С водой!

Северо-Крымский канал перекрыт Украиной. Река Биюк-Карасу спасла восточный Крым.

Северо-Крымский канал перекрыт Украиной. Река Биюк-Карасу спасла восточный Крым. 

Новоивановский гидроузел

Новоивановский гидроузел

Воду из Днепра удалось заменить водами реки Биюк-Карасу и артезианских скважин, причём Новоивановский гидроузел, без которого водная блокада Крыма вылилась бы в огромную трагедию для восточной части полуострова, был введён в эксплуатацию за три дня (!) до того, как Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Это трудовой подвиг и местных гидростроителей, и специалистов с материковой части России. Насосы, поднимавшие воду в Феодосийское водохранилище, никогда ранее не включались зимой, да ещё в двадцатиградусный мороз! 

О том, как Россия не дала возможности украинским властям оставить почти 2,3 миллиона крымчан без воды, остросюжетные фильмы можно снимать – кассовый успех им обеспечен. Как и о том, каким образом полуостров пережил короткую «энергетическую блокаду» – с 20 ноября по 2 декабря 2015 года. 

#Cветнаш: энергомост

Украинские радикалы подорвали опоры ЛЭП в Херсонской области

Украинские радикалы подорвали опоры ЛЭП в Херсонской области

Блэкаут в Крыму

Блэкаут в Крыму

Строительство энергомоста в Крым

Строительство энергомоста в Крым

На Украине воспользовались тем, что собственная генерация электроэнергии в Крыму не превышала 20-21%, никто и предположить не мог, что Россия где-то отыщет недостающие 80% в сжатые сроки, да ещё зимой. Однако погружение полуострова во тьму не привело к катастрофе: оказалось, что с весны 2014 года к такому повороту событий готовились. В Крым были переброшены 13 мобильных газотурбинных станций из Сочи и Подмосковья. В декабре 2015-го и январе 2016 года Ан-124 «Руслан» доставил на полуостров ещё две «мобилки». Сейчас их 19 на трёх площадках – под Симферополем, Севастополем и на западном побережье. Кроме того, в Крым были привезены более 2000 дизель-генераторов, что помогло пережить блэкаут. 

Главное же – энергомост, переброшенный по земле, воздуху и под водой от Ростовской АЭС в Симферополь. Он был спроектирован и построен за два года, со стопроцентным опережением плана. 2 декабря 2015 года заработала первая нитка энергомоста, 15 декабря – вторая, 14 апреля 2016 года – третья, 11 мая того же года – четвёртая. Одновременно с прокладкой подводного кабеля велись масштабные работы на материковой территории Южного федерального округа: мост начинался с третьего энергоблока Ростовской АЭС, который был введён в эксплуатацию на два месяца раньше плана, и предполагал строительство всей инфраструктуры, необходимой для перетока электроэнергии в Крым, – это и терминалы для выхода кабельных линий, и ЛЭП, и подстанции. Совсем недавно, 14 апреля 2018 года, на Ростовской АЭС был выведен на полную мощность четвёртый энергоблок, а в мае завершено строительство высоковольтной ЛЭП 500 Ростовская – Тамань протяжённостью 477 км. Это тоже части энергомоста в Крым. Правда, для крымчан эти вехи уже незаметны, энергообеспечение вышло на рубеж повышенной надёжности, это значит свет и тепло при любой погоде, в любых условиях, при максимальном наплыве туристов. Кто бы мог поверить всего 2,5 года назад, что Крым не будет нуждаться в украинской электроэнергии и на предложение признать себя частью Украины в обмен на свет и тепло ответит категорическим отказом?

Газовый мост с Кубани в Крым

Газопровод Кубань – Крым

Газопровод Кубань – Крым

Ещё один мощнейший инфраструктурный проект для Крыма – магистральный газопровод «Краснодарский край – Крым» общей протяжённостью 400 км, часть которого проложена двумя нитками по дну Керченского пролива. 27 декабря 2016 года объект введён в эксплуатацию, через три дня в Крым пошёл газ с материка. Этот газопровод позволит поставить газ на электростанции Севастополя и Симферополя, а также полностью газифицировать Крым. Правда, программа обеспечения крымчан голубым топливом продвигается со скрипом, несмотря на то что федералы свою работу выполнили. Нерасторопность местных крымских властей – тема отдельного разговора. Иначе чем объяснить, что в мае 2014 года Сергей Аксёнов, зажигая символический факел в селе Перевальное, пообещал, что газ придёт в каждый крымский дом за 1,5 года, а в декабре 2017-го власти Крыма заявили: мол, сёла к газификации «не готовы», не везде местное руководство торопится заказать проект строительства распределительных сетей. Удивительно это слышать, учитывая масштабы и сроки уже проделанных работ и объём средств, в эти работы вложенных. А рассуждения местечковых начальников о том, что подключение крымчан к газовым сетям может занять и год, и полтора после заключения договора, и вовсе выглядит сюрреализмом: если бы подобным образом рассуждали в Москве при строительстве мостов в Крым и гидроузлов, что было бы с полуостровом и его жителями?

Крымский мост как предтеча новой реальности

Продовольственная блокада Крыма со стороны Украины

Продовольственная блокада Крыма со стороны Украины

Крымский мост открыт!

Крымский мост открыт!

Рассказ о масштабных российских проектах, реализованных в Крыму, был бы невозможен без упоминания о транспортной артерии, соединивший Крым с Россией воочию. Крымский мост, автомобильная часть которого с 15 мая введена в строй, физически сделала полуостров частью Большой страны. Значение Крымского моста трудно переоценить: для крымчан и севастопольцев это – доступность материка, для жителей материка – доступность Крыма. Туда (или обратно) доехать можно минут за 20-30. Оказалось, что до Крыма – рукой подать, совсем близко. Социальный эффект этого моста огромен. И прежде всего для жителей полуострова: теперь большая их часть будет бывать как минимум на Кубани и сравнивать, сравнивать, сравнивать… Ох, несладко придётся местным крымским властям, поскольку пока что сравнение не в их пользу: и цены на материке гораздо ниже крымских, и города-посёлки куда более умыты и ухожены, и бензин дешевле, и дороги не в пример лучше. И уже ведь не кивнёшь привычно на отдалённость от России и непогоду на паромной переправе – вот он, Крымский мост, перед глазами красавец! И если сейчас внушительная часть местных властей в Крыму объясняет свою нерасторопность сроками федеральной программы – мол, до 2020 года время ещё есть, а потом её продлят ещё на три-пять лет – Крымский мост заставит их забыть про состояние вечной фиесты. Люди будут не только сравнивать, но и вопросы задавать. Обо всём, что в Анапе лучше, чем в Евпатории, а в Краснодаре краше, чем в Симферополе.

А с осени мост будет открыт для грузового транспорта, и местным властям станет ещё тяжелее, потому что вместе с грузовиками в Крым приедет совершенно иной темп жизни, к которому крымский чиновник старой украинской закалки не привык, а правильнее сказать – не приспособлен. Потом в Крым пойдут поезда. И темп жизни ещё больше ускорится, поскольку составы привезут на полуостров не только людей, но и грузы для следующих проектов.

Воздушный мост

Новый терминал «Крымская волна» международного аэропорта «Симферополь»

Новый терминал «Крымская волна» международного аэропорта «Симферополь»

Новый терминал «Крымская волна» международного аэропорта «Симферополь», построенный по проекту архитектурного бюро Samoo Architects & Engineers, был возведён за два года, принял первых пассажиров 16 апреля 2018 года, а сейчас счёт авиапассажиров перевалил за сотню тысяч. Осенью начнётся реконструкция взлётно-посадочной полосы длиной 2700 метров – она увеличится на 500 метров и будет оснащена таким образом, что борт можно будет сажать в Симферополе и при сложных метеоусловиях. И это тоже мост  – воздушный.

Вот и выходит, что, поднимая крик  о «возвращении Крыма», Украина только и делала, что разрушала мосты, стремясь сделать жизнь своих бывших граждан невыносимой без воды, энергии, транспортного сообщения, продовольствия. Россия же мосты строила и продолжает строить. Поэтому ответ на вопрос «Чей Крым?» очевиден даже для тех украинцев, кто раньше в ответе сомневался. Не случайно в свежем исследовании по заказу Международного республиканского института (США), который возглавляет «друг Порошенко» сенатор Маккейн, «российское присутствие в Крыму» волнует только 3% опрошенных. Ничтожно мало. Жаль, у Маккейна не догадались спросить, завидуют ли жители Украины крымчанам и севастопольцам.

(Продолжение следует)

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться