Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган

Россия и Турция в Сирии

О положении дел в провинции Идлиб

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Встреча 17 сентября в Сочи президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана принесла «серьезное и согласованное» решение по ситуации в сирийской провинции Идлиб. 

«Мы, в частности, сосредоточились на положении дел в провинции Идлиб, с учетом наличия там крупных формирований боевиков и их инфраструктуры. В ходе сегодняшних переговоров, сегодняшних консультаций нам удалось… продвинуться в решении острой проблемы, выйти на согласованные решения», – заявил глава российского государства. Москва и Анкара договорились о создании к 15 октября вдоль линии соприкосновения между правительственной Сирийской арабской армией и «вооружённой оппозицией» демилитаризованной зоны глубиной 15-20 километров. Периметр зоны будут контролировать российская военная полиция и турецкая армия. К 10 октября по предложению президента Турции предполагается «осуществить вывод из этой зоны тяжелого вооружения, танков, реактивных систем залпового огня, орудий и минометов всех оппозиционных группировок. Контроль в демилитаризованной зоне организовать подвижными патрульными группами турецких подразделений и подразделений российской военной полиции». Данный подход в целом поддерживается Дамаском, и в ближайшее время с сирийским руководством будут проведены дополнительные консультации. До конца 2018 года должно быть восстановлено транзитное сообщение в Сирии по трассам Алеппо – Латакия и Алеппо – Хама.

Распределение сил и примерная карта предполагаемой демилитаризованной зоны в Идлибе

Турецкий лидер согласился  с тем, что «территории, которые находятся под контролем сирийской оппозиции, необходимо демилитаризировать. Оппозиция, которая контролирует эти территории, продолжит оставаться там, но вместе с тем совместно с Россией мы будем прилагать все усилия, чтобы устранить все радикальные группы из этих территорий».

В том, что касается сирийского политического урегулирования, Россия и Турция продолжат следовать астанинскому формату, включающему формирование конституционного комитета «из числа представителей сирийского руководства, оппозиционных сил и гражданского общества. Задача – обеспечить запуск его работы в самое ближайшее время… Практическая реализация спланированных шагов даст дополнительный импульс процессу политического урегулирования сирийского конфликта, позволит активизировать работу на женевской платформе и будет способствовать возвращению мира на сирийскую землю», отметил В. Путин. Борьба с терроризмом во всех его проявлениях будет продолжена.

Министры обороны России и Турции С. Шойгу и Х. Аакр подписали совместный меморандум

Также главы военных ведомств России и Турции подписали по Идлибу специальный меморандум. Министр обороны России Сергей Шойгу подтвердил, что военной операции в Идлибе не будет. Напомним, ранее, в ходе переговоров в Тегеране, турецкий президент активно возражал против начала этой военной операции, указывая на её негативные гуманитарные последствия и предлагая «не искать оправданий, предлогов для проведения бомбежек этого региона». 

«Мирные» террористы в Сирии отдыхают и готовятся к новым сражениям. Фото ABC News

В реальности Турция опасается освобождения Идлиба сирийской армией при содействии Москвы и Тегерана, так как за этим может наступить черёд оккупированных турками сирийских Эль-Баба, Джераблуса и Африна, после чего влияние Анкары в Сирии (на этой бывшей территории Османской империи) резко сократится.

Говоря ранее об Идлибе в ходе общения с журналистами на борту возвращавшегося из Баку правительственного авиалайнера, Эрдоган признал очевидное: «Это правда, что мы укрепляем позиции наших военных. Мы не можем допустить, чтобы у нас были там какие-либо слабые места, поэтому мы продолжим усиление. Если мы не усилим наши наблюдательные пункты, то кто-нибудь другой может взять инициативу в свои руки, в результате чего могут пострадать мирные люди», размахивающие турецкими флагами.

Это президент Турции говорит о территории соседнего государства, которое не приглашало ни турецких военных, ни тем более протурецких боевиков (в том числе из Синьцзяна). И вопрос о том, будут ли они, как и свезённые ранее в провинцию «непримиримые» из Восточной Гуты или Дера`а, соблюдать режим «демилитаризованной зоны», можно даже не задавать. Напомним, в мае 2017 года в Сирии были созданы четыре  «зоны деэскалации», в том числе в приграничной с Турцией провинции Идлиб. По данным сирийских и российских военных источников, сконцентрированные там боевики, опираясь на поддержку западных спецслужб, могли готовить наступление на Алеппо, Хаму, даже Дамаск. Некоторые террористические банды в начале сентября пытались прорваться в сторону оккупированного американцами Эт-Танфа, но эти попытки были пресечены сирийской армией и российскими ВКС. Продолжаются обстрелы боевиками сопредельных территорий, в том числе северо-западной части Алеппо, где по-прежнему гибнут люди.

«Мирные демонстранты» в Идлибе с плакатом, прославляющим турецкого убийцу российского посла в Анкаре А. Карлова, объявленного в Турции «гюленистом» и государственным преступником

Теперь турецкой армии, контролирующей северо-запад Сирии и создающей там военную инфраструктуру, предоставляется шанс отделить боевиков террористических группировок от тех, кого в Анкаре считают «умеренными» и «мирными людьми». Как у них это получится и что турки сумеют сделать с нежелающей разоружаться и убираться из Сирии запрещённой в России террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра», покажет самое ближайшее время. 

Есть неподтверждённая информация о том, что турецкая армия вроде бы готова атаковать любую группу, отказывающуюся выполнять требования Анкары, а «воинам джихада» предлагается либо покинуть Сирию, либо погибнуть в Идлибе. Возможно, однако, некоторых из этих джихадистов предпочтут сохранить, растворив среди местных клиентов турецких спецслужб, едва от них отличимых. Несомненно, что Вашингтон, затягивающий сирийскую войну, будет использовать для этого заботу Эрдогана о «мирных людях», размахивающих в Идлибе как турецкими флагами, так и чёрными знамёнами запрещённого в России «Исламского государства» (ИГ). Может быть, будет проявлена забота и о «мирных людях» в «белых касках», готовящих очередную постановочную «химическую атаку режима Асада». 

Сразу после сочинских переговоров лидеров России и Турции стало известно об отражении сирийскими силами ПВО ракетного нападения на Латакию. Сирийский военный источник отметил, что атака осуществлялась с моря. Скорее всего, удар был нанесён ВВС Израиля либо с кораблей сосредоточенной у берегов Сирии американо-натовской армады (зафиксированы пуски ракет с французского фрегата). Позже, около 23.00 17 сентября, стало известно о пропаже связи с экипажем самолета радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20 ВКС России, находившимся в 35 км от берега.

Ранее Израиль нанёс очередной ракетный удар по аэропорту Дамаска.
 

P.S. "Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии", — заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. В результате безответственных действий израильской стороны погибло 15 российских военнослужащих.

Заглавное фото: kremlin.ru