Карта энергетического проекта CASA-1000 (Central Asia – South Asia).

Американский проект «Большой Центральной Азии» в действии

Об одной версии «контролируемого геополитического плюрализма»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

1 марта таджикское информационное агентство «Авеста» сообщило, что строительство таджикского участка проекта CASA-1000 (Central Asia – South Asia) начинается в середине марта. Проект должен связать единой линией электропередачи Кыргызстан и Таджикистан с Афганистаном и Пакистаном.

Проект поддерживают Госдепартамент США, USAID, Всемирный банк, Исламский банк развития, Министерство международного сотрудничества Великобритании (DFID) и Австралийское агентство международного развития (AusAID). Для США этот проект является одной из несущих конструкций так называемой Большой Центральной Азии.

Карта проекта CASA-1000 Фото: www.casa-1000.org

Карта проекта CASA-1000. Источник: casa-1000.org

Таджикистан, обладающий большими гидроэнергетическими ресурсами, активно продвигает идею CASA-1000. Комментарии таджикских экспертов и официальных лиц по поводу перспектив проекта выдержаны исключительно в благожелательном ключе. Душанбе уже внёс предоплату по проекту. В числе подрядчиков значатся шведская компания АВВ и индийская Kalpataru Power Transmission Ltd, которая уже приступила к предварительным работам по строительству таджикского участка ЛЭП переменного тока напряжением 500 кВ.

Подготовительные работы по строительству CASA-1000 начались также в Киргизии, Афганистане и Пакистане. Последняя из этих стран стала для CASA-1000 основным рынком сбыта. Первый секретарь посольства Таджикистана в Исламабаде Баходур Буриев в июле прошлого года рассказал пакистанскому изданию The Nation, что проект CASA-1000 успешно реализуется и будет готов к передаче электроэнергии в Пакистан и Афганистан к середине 2020 года. В Кабуле заявили, что готовы обеспечить безопасность новой энергомагистрали, а талибы, «по некоторым данным и сообщениям СМИ», заверили, что не причинят ей ущерба. Правда, доверия такие заверения не вызывают.

У проекта CASA-1000 есть ещё одна существенная особенность: его продвигают и финансируют США, в чьих долгосрочных планах – изменение с помощью инфраструктурных проектов геополитической конфигурации Центральной Азии. Ещё в 2013 году Госдепартамент США заявлял​​​​​​​: «Поддержка Соединенными Штатами проекта CASA-1000 объясняется нашей давней приверженностью делу мира, стабильности и процветания Афганистана и его соседей».

Официальная церемония запуска проекта CASA-1000 состоялась в мае 2016 года в таджикском городе Турсунзаде. Проект предусматривает строительство ЛЭП мощностью 1300 МВт. Поставлять электричество планируется в летний период, когда таджикские и киргизские ГЭС вырабатывают излишки электроэнергии. Предполагается, что около 70% электроэнергии будет поставлять в Южную Азию Таджикистан и 30% – Киргизия.

Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане. Фото: news.tajweek.tj

Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане. Фото: news.tajweek.tj

В общей сложности Афганистан и Пакистан по CASA-1000 должны получить до 5 млрд. КВт/ч. Доходы Таджикистана от экспорта электричества оцениваются в 150 млн. долл. в год. По Киргизии таких оценок нет, да и большими излишками электричества она не располагает. Поэтому среди киргизских экспертов отношение к проекту CASA-1000 гораздо более скептическое, чем в Таджикистане. Часть из них считает, что участие в нём для Бишкека вообще невыгодно, поскольку электричества для поставок на экспорт нет и затраты на строительство ЛЭП не окупятся. В июне 2017 г. исполнительный директор по реализации проектов ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» Акылбек Тюменбаев заявил, что прибыль по проекту CASA-1000 Киргизия начнёт получать лишь через 15 лет после начала поставок.

Создаваться новая ЛЭП будет на американские кредитные средства, которые странам-получателям, Киргизии и Таджикистану, придётся возвращать. Американский интерес в создании такой энергетической инфраструктуры – сугубо политический: интегрировать Киргизию и Таджикистан не с Россией, а с Афганистаном и Пакистаном, формируя новый геополитический район – «Большую Центральную Азию».  

Концепция «Большой Центральной Азии» впервые была сформулирована руководителем Института Центральной Азии и Кавказа Университета Дж. Хопкинса Фредериком Старом в 2005 году. Вскоре она была инкорпорирована в политику США в Центрально-Азиатском регионе. Суть концепции сводится к объединению бывших советских республик Средней Азии, Афганистана и стран Южной Азии в рамках учреждённого Вашингтоном «Партнёрства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии». Цель партнёрства – развитие сотрудничества включённых в него стран с Соединёнными Штатами и НАТО.

В своё время появление концепции «Большой Центральной Азии»  вполне адекватно оценивалось центральноазиатскими экспертами, которые считали главной целью проекта политический, экономический и инфраструктурный отрыв Центрально-Азиатского региона от России, Китая и Ирана. В конечном итоге образование «Большой Центральной Азии»  должно привести к созданию в регионе пространства «контролируемого геополитического плюрализма».

Начало работ по CASA-1000 показывает, что этот проект остаётся для Вашингтона рабочим и действующим. Помимо развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры, проект осуществляется и на других уровнях. В сфере политики и дипломатии ему соответствует формат «С5+1», в котором участвуют США и пять стран Центральной Азии. Не исключено, что США расширят данный формат за счёт Афганистана и Пакистана. В военной сфере это уже произошло: Пакистан и Афганистан участвовали в февральской (2019) конференции Центрального командования США и начальников генштабов стран Центральной Азии в Ташкенте.

Заглавное фото: RECCA