Лидеры Китая и Европейского Союза на пороге сближения

В Пекине не желают, чтобы Евросоюз следовал указаниям США

Отношения Китая и Европы в преддверии качественных сдвигов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Примечательные события, которые произошли в последнее время в отношениях между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом, указывают не только на их возможное качественное обновление, но и на перспективу важных сдвигов в системе международных отношений в целом. 

21-26 марта состоялся насыщенный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Италию, Монако и Францию, где он встретился с руководителями этих государств, а в Париже принял участие в так называемом Форуме по вопросам глобального управления, который организовали французская и китайская стороны. На форуме состоялись переговоры председателя КНР с канцлером Германии Ангелой Меркель. 

Как показали выступления на форуме, между КНР и ЕС идёт поиск новой стратегии отношений с учётом выросшего мирового влияния и экономического веса Китая. Неявным образом учитывается в этом поиске и рост влияния интервенционизма США в мировой политике. 

В условиях укрепления протекционистских тенденций в мировой торговле КНР и ЕС заинтересованы в более широком выходе на рынки друг друга. В то же время у части европейских правящих кругов сохраняются опасение и недоверие в отношении стратегических целей Китая. И «дефицит доверия» в отношениях сторон стал одним из предметов обсуждения. 

Пекин давно предлагает европейцам активнее присоединяться к «Поясу и пути», отмечая преимущества этого проекта для экономики ЕС. Китай ставит также вопрос о благоприятных условиях для китайских инвестиций в Европе – и это в контексте крепнущей в ЕС тенденции к их ограничению. 

Страны-члены Евросоюза действительно заинтересованы в китайских капиталовложениях, но Брюссель и Берлин тщательно изучают возможные риски. Ангела Меркель предложила ускорить переговоры по общему инвестиционному соглашению ЕС – Китай и продолжить обсуждение участия Европы в инициативе «Пояс и путь». Со своей стороны ведущие страны ЕС выразили заинтересованность в большем открытии китайского товарного и финансового рынков. В таком открытии заинтересована и китайская сторона, подтверждением чему стал принятый на мартовской сессии ВСНП закон об иностранных инвестициях. 

Китай и европейские участники форума, состоявшегося в Париже, поддержали принципы, основанные «на нормах международного порядка» и совместных действий в ООН. 

По итогам европейского турне Си Цзиньпина уже ясно, что при отсутствии общеевропейского подхода к отношениям с КНР играть ведущую роль в сотрудничестве между Китаем и Евросоюзом в рамках «Пояса и пути» стремится Италия.  Она стала первой участницей G7, подписавшей с китайцами соответствующий межправительственный меморандум. 

На встрече председателя КНР Си Цзиньпина и президента Франции Эмманюэля Макрона стороны согласовали общие позиции по противодействию протекционизму в мировой торговле. Франция является одним из основных торговых партнёров КНР в ЕС. По данным Минторговли КНР, с января по ноябрь 2018 года прямые инвестиции Китая во Францию достигли $330 млн, что немного, но больше, чем за весь 2017 год, и рост ускоряется. А инвестиции Франции в КНР по состоянию на конец ноября 2018 года составили примерно $17,49 млрд. 

Общим фоном визита Си Цзиньпина во Францию стал примечательный во многих отношениях аналитический доклад «ЕС – Китай: стратегический прогноз», который 12 марта опубликовала Комиссия по иностранным делам ЕС (ведомство Федерики Могерини). В документе обозначены контуры единого подхода всех участников Евросоюза к отношениям с Китаем. 

У европейцев есть проблема восприятия Китая – соперник, конкурент, деловой партнёр? Некоторые европейские страны, например Германия, самостоятельно разрабатывают меры по ограничению китайской экономической активности. Первой попыткой выработать единый подход в данном вопросе стало одобрение Европарламентом в феврале общеевропейского механизма контроля над прямыми иностранными инвестициями. А в Европе пытаются просчитать как вызовы, так и выгоды от расширения экономического взаимодействия с Китаем. Поиск выгод просматривался в выступлениях европейских лидеров на встречах с Си Цзиньпином. 

Доклад Комиссии по иностранным делам ЕС подтверждает, что между КНР и ЕС имеется «всеобъемлющее стратегическое партнёрство» и общие интересы. Однако одновременно Китай для ЕС – «конкурент» и «системный соперник», который пытается перехватить у развитых стран «технологическое лидерство» и продвигает «альтернативные модели управления». По оценкам доклада, конкуренция со стороны Китая лишена значения геополитического противоборства – этим подход ЕС существенно отличается от подхода США. И европейцы принципиально не ставят вопрос о «сдерживании» Китая, на чём настаивает администрация Трампа. 

В качестве общих интересов КНР и ЕС во время европейского турне Си Цзиньпина стороны называли «многосторонность», поддержание «основанного на нормах международного порядка» и противодействие протекционизму (последнее тоже отличает европейский подход от подхода США).  

Среди проблем европейско-китайских отношений в докладе комиссии Могерини повторяются американские претензии к Китаю: субсидирование экономики государством и «принудительная передача технологий». Отдельно ставится вопрос о сбалансированности торгово-экономических отношений ЕС с КНР, в частности в плане большей открытости рынка Китая для европейских товаров и инвестиций. 

Активизация связей ЕС – КНР происходит одновременно с активизацией попыток США навязать Евросоюзу свою конфронтационную точку зрения на отношения с Китаем, добиться от Брюсселя присоединения к «сдерживанию» КНР. Демонстрацией этого курса стала опубликованная на сайте CNBC накануне европейского турне Си Цзиньпина статья Фредерика Кемпе – генерального директора Атлантического совета. Главная мысль статьи: ЕС и США должны объединиться для совместного противостояния экономико-технологической конкуренции КНР, не отвлекаясь на «второстепенные» трансатлантические разногласия. 

Китайская сторона демонстрирует понимание озабоченности европейцев, но высказывает пожелание, чтобы ЕС, вырабатывая общую позицию в отношениях с КНР,  учитывал  свои интересы, а не интересы США. «Мы не желаем, – пишет китайская Global Times, – чтобы Евросоюз следовал указаниям США, чтобы Европа была слабой и разделённой. По этому вопросу у Китая с Европой – общий интерес». 

Заглавное Фото: flickr.com