Командующий КСИР Касем Сулеймани и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи

Иран наносит ответный удар

Куда ведёт расширение Трампом понятия «терроризм»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

18 апреля в Иране отметили День армии, в крупнейших городах страны были проведены военные парады, главный из которых с участием президента Хасана Роухани и высшего командного состава армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) состоялся в столице, у мавзолея имама Хомейни, основателя Исламской республики. 

Выступая на церемонии, президент ещё раз осудил враждебную Ирану американскую политику и назвал  недавнее решение США о признании КСИР террористической организацией «беспрецедентным шагом, противоречащим международным нормам». Роухани подчеркнул, что «оскорбление КСИР –  это оскорбление всех (иранских) вооруженных сил, оскорбление великой иранской нации»

Фото: Fars News

Напомним, что 15 апреля уведомление, опубликованное в Федеральном реестре США, официально внесло КСИР в список иностранных террористических организаций. Однако Тегеран показал, что и в этой ситуации он может остаться в выигрыше. 

Объявление КСИР террористической организацией не получило международной поддержки, а у иранцев лишь вызвало новый взрыв антиамериканских настроений. На этом фоне рассуждения Брайана Хука, специального представителя США по Ирану и старшего политического советника госсекретаря Помпео, опубликованные в The New York Times, выглядят крайне забавно.

По мнению Хука, иранцы процветают повсюду в мире, если только они живут не в Иране. Хук советует иранскому руководству не финансировать национальную оборону, а инвестировать в людей. США  добиваются роспуска КСИР и отказа от дорогостоящих программ развития иранского ракетного потенциала. Американский спецпредставитель по Ирану уверен, что иранцы оказывают давление на режим изнутри и хотят, чтобы другие страны поддерживали их давлением извне. Хук обещает, что Америка раскошелится для иранцев: уменьшит загрязнение воздуха в Тегеране, построит дома, выдерживающие землетрясения в Керманшахе, предоставит новые медицинские услуги ветеранам ирано-иракской войны, восстановит уровень воды в озере Урмия и реке Зайанде. Одним словом, без США у иранского народа жизни не будет.

Вот только иранцы так не считают. В оказании чрезвычайной помощи людям, пострадавшим от недавних стихийных бедствий, главную роль сыграли армия и КСИР. Именно военнослужащие КСИР, которых Трамп объявил террористической организацией, помогли людям после недавних наводнений в Иране.  А что США?

Администрация Трампа добивается смены режима в Иране. В Белом доме и не скрывают, что главной целью давления на Тегеран остаётся создание экстремальных условий для населения, помощь иранцам, пострадавшим от недавних наводнений, здесь исключена. 

США ничего не достигли в попытках свержения исламского режима, но и нет у них и намерения отказаться от враждебной политики в отношении Тегерана. Трудно представить, что Трамп и его окружение согласятся принять статус-кво Ирана как одного из региональных лидеров. Все последние президенты США проводили эту антииранскую политику, и пока у Ирана есть независимость, Вашингтон будет искать пути к демонтажу Исламской республики. 

Сейчас США стремятся к созданию широкого антииранского объединения арабских государств. Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман 15 апреля встретился с главой Центрального командования США (CENTCOM) генералом Кеннетом Маккензи для обсуждения сотрудничества между двумя странами в борьбе с терроризмом. Об этом сообщила The Washington Times, отметившая скрытый характер подготовки этих переговоров после принятия Конгрессом США закона о прекращении поддержки саудовцев в войне с Йеменом. 

Обе стороны воздерживаются от раскрытия содержания договорённостей, но аналитики проявляют повышенный интерес к вероятным сценариям совместной «борьбы с терроризмом» Вашингтона и Эр-Рияда. Преобладает суждение, что обстановка на Ближнем Востоке осложнится ещё больше. 

Идея объявить КСИР террористической группировкой обсуждалась в США со времён администрации Джорджа Буша-младшего, но всегда отвергалась военным руководством, в том числе Центральным командованием США, которое продолжает операции в Афганистане и Ираке. Сегодня КСИР регулирует движение товаров на границах Ирана с Ираком и Афганистаном, координирует сотрудничество в области безопасности, служит основным каналом для обращения к иранским властям в Тегеране. Без КСИР не обойтись. Военные в CENTCOM это понимают. 

Вызывает удивление и то, что генералу Кеннету Маккензи, назначенному  на должность командующего CENTCOM в конце марта, поставлена задача сотрудничать с Саудовской Аравией, чтобы сдерживать Иран. Это лишь увеличивает вероятность незапланированного военного конфликта с силами КСИР в Персидском заливе. 

Риск становится особенно большим после принятия 16 апреля иранским парламентом законопроекта, признающего CENTCOM террористической организацией. На решительный настрой иранских политиков указывает то, что закон получил сокрушительную поддержку законодателей: 254 голоса за и только два против. Содержание закона не оставляет сомнений в том, что иранцы сосредоточились на высокой вероятности войны, и Америке нужно готовиться к этому.

Новый закон требует, чтобы правительство решительно ответило на действия американских войск, которые ставят под угрозу интересы Ирана, и обязует вооружённые силы принимать превентивные меры против США, когда необходимо. Это означает, что можно ударить и первыми. Документ предписывает также собирать сведения о руководстве CENTCOM и войсковых частей, находящихся под его командованием. Кроме того, Иран намерен использовать свои политические, юридические и дипломатические возможности для закрытия баз США в регионе.

Итак, США получили зеркальный ответ на свою инициативу по КСИР. Произвольное расширение Трампом понятия «терроризм» ведёт к тому, что тысячи американских военнослужащих на Ближнем Востоке будут теперь рассматриваться как «террористы».

Фото: AFP/HO/Khamenei.ir