Вашингтон и Брюссель реанимируют проект ТРАСЕКА

Об американских проектах отсечения Центральной Азии от России

Для чего обдумывается реанимация ТРАСЕКА

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вашингтон обеспокоен ростом влияния Пекина во внутренних районах Евразии и разрабатывает контрмеры. Одной из них может стать реанимация проекта ТРАСЕКА «в обход России», инициированного в начале 1990-х годов Евросоюзом, но оказавшегося неудачным.

Тревога, испытываемая в Вашингтоне, прослеживается в публикациях ведущих американских мозговых центров. Формулируя цели и задачи США в Прикаспийском бассейне и Центральной Азии, они указывают на растущее экономическое проникновение КНР и политическое давление со стороны России, которым Америка должна противостоять. В качестве инструмента противостояния Вашингтону предлагается использовать транспортные проекты, выстраивая торговые маршруты, альтернативные российским и китайским.

Грузия со строящимся портом Анаклия - одно из звеньев программы ТРАСЕКА

Источник: neweurope.eu

В январе сего года председатель Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике (Вашингтон) Фредерик Старр опубликовал примечательную статью «Самый восточный порт Европы», посвятив её новому грузинскому порту Анаклия. Статья интересна не вниманием к развитию портовой инфраструктуры Грузии, а тем значением, которое она отводит Анаклии в системе транспортных коммуникаций Европа – Кавказ – Центральная Азия. Связано это с тем, пишет Ф. Старр, что к востоку от Босфора до сих пор отсутствовал глубоководный порт, способный принимать суда океанского класса с осадкой до семнадцати метров. Именно таким портом должна стать Анаклия, превратившись в главный транспортный узел Кавказа, а возможно, и Центральной Азии.

Роль Китая здесь видится американскому аналитику неоднозначной. С одной стороны Ф. Старр опасается роста экономического влияния китайцев в Центральной Азии и на Кавказе, с другой – предлагает использовать китайские инвестиции в «Экономический пояс Шёлкового пути» в интересах США, эксплуатируя создаваемую Китаем транспортную инфраструктуру. По данным Старра, товарооборот Китая с Грузией с 2002 г. вырос в 40 раз, в результате чего КНР стала третьим по величине торговым партнёром Тбилиси. В то же время китайские инвестиции обеспечат лишь четверть вложений в развитие Анаклии, и контролировать её полностью КНР не в состоянии. К тому же строительством порта занимаются две американские фирмы – Conti Group (Нью-Джерси) и SSA Marine (Сиэтл), а управлять Анаклией будет крупный американский портовый оператор SSA Marine (Сиэтл).

Обосновывая необходимость развития данного проекта, Ф. Старр фактически ведёт речь о выстраивании идущих в обход РФ транспортных маршрутов, которые должны «отрезать» от России восемь бывших советских республик, хотя напрямую об этом не говорится. В 1990-е годы подобный проект, носивший название ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия), пытался реализовать Евросоюз, но безуспешно. Теперь чем-то подобным занялись американцы.

Всё дело в стратегическом значении Центральной Азии на Евразийском континенте, где она является в точном смысле слова геополитически центральной. Шесть стран региона (к пяти бывшим советским республикам Средней Азии Старр присоединяет Афганистан и в этом повторяет русского геополитика начала ХХ века А.Е. Снесарева) граничат с четвёркой крупных держав, располагающих ядерным оружием: Россией, Китаем, Индией и Пакистаном, а также враждебным американцам Ираном. Укрепившись в этом регионе, США получат стратегическое преимущество  по отношению к основным своим противникам.

Москва, по утверждению Ф. Старра, стремится превратить Центральную Азию в зону своих привилегированных интересов путём размещения там военных баз и развития ЕАЭС. Пекин же хочет вписать страны Центральной Азии в рамки проекта «Один пояс – один путь» (его составной частью является «Экономической пояс Шелкового пути»), превратившись в главного покупателя центральноазиатских энергоресурсов и крупнейшего инвестора. Противостоять этому предлагается с помощью усиления интеграции центральноазиатских государств, которая позволит им выступать «единым фронтом», а также инфраструктурной и торгово-экономической переориентации региона с России и Китая на государства Южной и Юго-Восточной Азии.

Карта проекта ТРАСЕКА

Источник: traceca-org.org

С основами политики США по отношению к Центральной Азии можно также ознакомиться по статье старшего научного сотрудника Института Центральной Азии и Кавказа при университете Дж. Хопкинса (США) Мамуки Церетели. По его словам, конкурировать экономически с Китаем в этом регионе США сегодня уже не могут. Поэтому Вашингтон должен продвигать в Центральной Азии те же принципы, на основании которых США и их союзники действуют в «Индо-Тихоокеанском регионе» (это новое изобретение американской геополитической мысли): общие для всех правила, обеспечение свободного доступа к инфраструктуре, возможности её использования всеми участниками и т. п. Одновременно Соединённым Штатам, пишет Мамука Церетели, необходимо активизировать поддержку развития инфраструктуры в Транскаспийском и Черноморско-Каспийском регионах, чтобы открыть себе доступ на рынки Центральной и Южной Азии.

С геополитическим, а отнюдь не с экономическим значением Центральной Азии связана и негативная оценка Старром планов по выходу США из Афганистана, что резко сузит амерниканские возможности в этом регионе. Такой шаг, подчёркивает Ф. Старр, поставит крест на американском проекте экономической интеграции Центральной и Южной Азии.

Показательно, что экономическую неэффективность проекта ТРАСЕКА американцы сознают. Тот же Ф. Старр отмечает, что начиная с 2010 года транзит европейских грузов через Закавказье устойчиво снижался из-за задержек при пересечении границ, колебаний тарифов и общей неконкурентоспособности маршрута. Предпосылок к изменению этой ситуации не просматривается. В январе 2016 г. маршрут через Чёрное море, Закавказье, Каспий и Казахстан до Китая пыталась протестировать Украина, оказавшаяся в транспортном тупике, но украинский поезд вместо расчётных 11 дней шёл до границы с КНР 15 суток, а стоимость перевозки одного контейнера составила 5500 долларов. Российские логистические компании предлагали тарифы на доставку стандартных 40-футовых контейнеров из Китая и портов Юго-Восточной Азии в два с лишним раза ниже при схожих сроках доставки и гораздо большей длине маршрута.

Решение о реанимации проекта ТРАСЕКА во многом будет зависеть от того, сохранят или нет США своё присутствие в Афганистане. Без американского военного присутствия в этой стране планы по «интеграции» Центральной и Южной Азии (точнее – по отсечению Центральной Азии от России) теряют смысл.

Заглавное фото: traceca-org