Русское Вильно

Русское Вильно

Несколько фактов из жизни академика Николая Чагина, архитектора

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Влияние русской культуры в Литве и Белоруссии проявилось во многих сферах, но особенно в храмостроительстве.

В былые времена здания церквей рассматривались не просто как достопримечательности для прогулок на досуге, а как центр просвещения, как свидетельства духовной культуры. Упразднённая в 1839 г. уния ещё долго напоминала о себе либо скромностью сохранившихся храмов, либо подражанием католическим костёлам. Целый край, где православные составляли большинство жителей, продолжал и в середине XIX в. выглядеть как католический с господством костёлов на главных городских площадях. Это было несправедливо по отношению к православной вере большинства белорусов. Западные губернии России нуждались в культурном повороте в сфере церковного строительства, который и был совершён при виленском генерал-губернаторе Михаиле Николаевиче Муравьеве. В связи с этим хотелось бы вспомнить одного из видных деятелей церковного строительства в Белоруссии во второй половине XIX в.

Имя Николая Михайловича Чагина (1823-1909), выдающегося архитектора, чья творческая деятельность была связана преимущественно с белорусско-литовскими губерниями, известно в настоящее время разве что специалистам по истории архитектуры да священнослужителям. Это и понятно, ведь под его руководством или с его участием только в Могилёвской и Витебской губерниях были построены, отреставрированы, перестроены более ста двадцати православных храмов.

Родился будущий архитектор 20 ноября 1823 г. в Орле в небогатой семье местного торговца. Во время учёбы в орловском училище проявил способности к рисованию и был направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургский технологический институт, после окончания которого поступил в Академию художеств. Из неё Чагин вышел в 1848 г. с малой серебряной медалью в звании «неклассного художника» за подготовку проекта гимназии на 100 человек. В том же году Николай Михайлович был направлен на службу в Виленскую губернию для содействия в постройке церквей. Занимая различные должности в губернских и епархиальных учреждениях Северо-Западного края, он вышел в отставку в 1897 г., проработав в архитектурно-строительной сфере 49 лет. Выходец из российской глубинки, волею судьбы оказавшийся в Вильно, отдал значительную часть своих творческих сил церковному возрождению Белоруссии.

Пречистенский собор

Пречистенский собор

Плодами его деятельности стали многочисленные православные храмы в Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилёвской губерниях. В частности, под руководством Н.М. Чагина построены Симеоновский кафедральный собор в Бресте, Свято-Троицкая церковь в Слониме, восстановлены Успенский (Пречистенский) собор и Пятницкая церковь в Вильно. Здесь же по его проекту была построена на православном кладбище церковь прп. Евфросинии Полоцкой.

Особо необходимо отметить участие Н.М. Чагина  в сохранении одного из древнейших храмов Белоруссии –  Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно (XII в.). Будучи в составе комиссии по спасению этого храма, он решительно высказался против её разборки и переноса на другое место. В том же Гродно по его проекту производилась перестройка древнего костёла (фара Витовта) в православный Софийский собор (в 1923 г. переделан обратно в костёл, а в 1961 г. взорван).

Чагин также перестраивал виленскую Никольскую церковь (до 1840 г. костёл св. Казимира) – православный кафедральный собор, в котором служил известный пастырь, воссоединитель униатов митр. Иосиф (Семашко). До сих пор свидетельствуют об архитектурном таланте Н.М. Чагина построенный в неовизантийском стиле Рождественский кафедральный собор в Риге и нарядная церковь Воскресения на скале возле посёлка Форос (Крым).

Рождественский собор в Риге

Рождественский собор в Риге

Он занимался не только переделкой католических костёлов, но и их реставрацией. Так, по проекту Н.М. Чагина была возведена колокольня в готическом стиле при костёле св. Анны, одном из древнейших виленских храмов, славившихся своей архитектурой.

С его участием совершилось строительство в Вильно часовни св. Александра Невского, памятника, воздвигнутого в 1865 г. в память о погибших во время польского восстания 1863 г. На стенах часовни были высечены имена 409 убитых солдат и офицеров русской армии (до нашего времени не сохранилась).

Александровская часовня в Вильно

Александровская часовня в Вильно

Н.М. Чагин строил также здания учебных заведений и больниц. Например, в городе Соколка Гродненской губернии (сейчас территория Польши) по его проекту и под его руководством было построено писарско-егерское училище. Из сохранившихся работ архитектора по гражданской части можно упомянуть реконструкцию в Вильно дворца известных в белорусской истории братьев графов Тышкевичей. За «опытность и познания в строительном искусстве и архитектурном художестве» в 1853 г. Николай Михайлович был награждён почетным званием академика архитектуры.

Н.М. Чагин не только занимался осуществлением отдельных строительных проектов, но и заботился о развитии правильного, масштабного церковного строительства в Белоруссии. Подтверждением тому служит «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях» – альбом, им подготовленный и изданный в 1863  г. (при участии академика А.И. Резанова). Сюда вошли проекты 60 каменных и деревянных храмов Витебской, Могилёвской и Минской губерний, которые рекомендовались в качестве образцов для последующего возведения церквей. Многие из предложенных проектов в дальнейшем были осуществлены.

Было бы ошибкой считать, что дело храмостроительства в Белоруссии продвигалось тогда легко только потому, что оказывалась государственная финансовая и административная поддержка. Ситуация была сложнее. В конце своей службы Н.М. Чагин подал в хозяйственное управление при Святейшем Синоде записку, в которой указал на причины различных неудач при строительстве православных церквей в западных губерниях. Он отмечал недостаточную подготовленность членов церковных строительных комитетов к ведению такого рода работ. Приходской священник, церковный староста, волостной старшина и мировой посредник, составляющие комитет, не были профессиональными строителями. Они обращались к посредникам, различным агентам, мало заинтересованным в строительстве православных храмов, поскольку мастера-каменщики и инженеры были евреями или католиками. Подрядчики, подобранные такими агентами, завышали цены, использовали непрочные материалы, строили некачественно, что приводило к обрушениям, переделкам, дорогостоящим капитальным ремонтам. По мнению Н.М. Чагина, дело церковного строительства пошло бы лучше с привлечением самих прихожан, а в перспективе – с выдвижением подготовленных специалистов-строителей из среды православных. Профессиональное образование на территории Белоруссии в то время давали только ремесленные школы, преимущественно частные, которых было недостаточно.

Иная постановка дела требовала новых деятелей, а Н.М. Чагин был уже в преклонных летах. 6 июня 1909 г. он скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Теперь о трудах этого русского человека продолжают рассказывать многие храмы Белоруссии, Литвы, Латвии. Построенные в разных стилях, они свидетельствуют о духовной силе и высокой культуре, присущих православной вере.