К чему готовят иракскую армию?

К чему готовят иракскую армию?

Терпение людей на исходе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В вооруженных силах Ирака происходят беспрецедентные перемены. Мероприятия, которые военные называют оргштатными, включают как реорганизацию структуры сухопутных войск с их передислокацией, так и крупные кадровые перестановки в старшем и высшем командном звене. За короткое время уволены с действительной службы командующие всеми видами ВС, большинство начальников главных и центральных управлений, сменилось руководство почти всех Оперативных командований (ОК), командиров дивизий и других соединений. Среди уволенных генералов немало тех, кто годами занимал высокие должности по квоте, исходя из племенной принадлежности или близости к определённой группировке, а потому считался неприкасаемым.

Одним из главных исполнителей преобразований является начальник Генерального штаба генерал-полковник Абдель Амир Яралла, занявший этот пост менее года назад. Он еженедельно лично инспектирует то или иное ОК, отдельные соединения и части. Примечательно, что при необычной частоте поездок его сопровождают советник премьера по национальной безопасности Касим аль-Араджи, начальник управления военной разведки и несколько других высокопоставленных лиц.

Эта бурная активность и масштаб принимаемых мер говорят о том, что речь идет не просто о совершенствовании деятельности МО, но о гораздо более широких планах, выходящих за пределы компетенции военных. За планами стоят не только люди в погонах, но и влиятельные политические силы, включая внешние. Некоторые открытые источники позволяют понять и оценить происходящее и спрогнозировать перспективы.

Все заявления о полной и окончательной победе над запрещённым в России "ИГ"* в Ираке разбиваются об очевидное – деятельность террористов нарастает. До сих пор на территории Ирака существуют места, которые находятся под полным контролем ИГ, а обширные районы представляют опасность даже для федеральных войск. По оценкам, террористическое бандподполье насчитывает несколько тысяч активных боевиков, которые опираются на подпольные ячейки в сельской местности, где население запугано либо сознательно не поддерживает центральные власти.

Активность ИГ в Ираке (март 2021 года)

Активность ИГ в Ираке (март 2021 года)

Особую тревогу вызывает активность террористов в провинциях Анбар, Нейнава, Киркук, Салах эд-Дин и Дияла, где многочисленные войсковые операции, проведенные после 2017 года (когда было объявлено о победе над ИГ), не привели к кардинальному улучшению ситуации. Только за 10 дней марта самолеты возглавляемой США коалиции совершили 113 вылетов для нанесения ракетно-бомбовых ударов по целям в районе Махмур, в 60 км к юго-западу от Эрбиля. 13 марта неизвестные вооруженные лица совершили нападение на блокпост в Синджаре – один военнослужащий погиб, несколько получили ранения. 15 марта ракетному обстрелу подверглась крупная авиабаза «Баляд» к северу от Багдада, в тот же день в провинции Вавилон совершено нападение на колонну сил коалиции (на обочине шоссе сработал фугас). 17 марта были взорваны несколько опор ЛЭП в провинции Дияла, что привело к нарушению подачи электроэнергии из Ирана.

До сих пор не удалось установить контроль над границей с Сирией, террористы имеют возможность перемещаться из одной страны в другую. В связи с этим выглядит логичным создание нового ОК «Западная Нейнава», его задача состоит в обеспечении безопасности в северо-западных районах провинции Нейнава вплоть до границы с САР силами переброшенной туда 20-й пехотной дивизии. Формирование этого ОК явилось следствием соглашения, заключенного между Эрбилем и Багдадом в 2020 году для стабилизации ситуации в езидском районе Синджар, на который претендуют обе стороны.

Нельзя не отметить еще один момент: на командные должности все чаще выдвигаются генералы, известные своим профессионализмом, решительностью и бескомпромиссностью. Так, командующим ОК «Анбар», зона ответственности которого включает значительную часть «суннитского треугольника», в настоящее время является  генерал-майор Насер Ахмед Ганнам. О нём стоит рассказать.

Генерал-майор Насер Ахмед Ганнам, командующий ОК «Анбар»

Генерал-майор Насер Ахмед Ганнам, командующий ОК «Анбар»

Суннит, родился в провинции Анбар в 1968 году, в армии – с 1988-го. Выпускник военного училища по специальности «войска специального назначения», окончил штабной колледж в звании капитана – редчайший случай. После свержения Саддама решил продолжить военную службу и в 2010 году принял под командование 2-ю пехотную дивизию, стал генерал-майором. Затем был назначен командиром 17-й пехотной дивизии, под его руководством был зачищен «треугольник смерти» в районе Юсефии, где вооруженные банды терроризировали местных жителей и грабили транспорт. Комдив неоднократно представлял в ГШ свои оценки ситуации и предложения. Как считают военные эксперты, будь он тогда назначен командующим ОК «Нейнава», падения Мосула удалось бы избежать. Однако в 2013 году строптивого генерала уволили. Правда,  в декабре 2014-го он был восстановлен на военной службе и назначен командующим ОК «Аль-Джазира». На тот момент ситуация стала развиваться для Багдада катастрофически, генерал Насер Ганнам оказался вместе со своим ОК в полном окружении, но его войска выстояли. И вновь его предложения игнорировались, вместо этого окруженным направляли всё новые директивы, далекие от реальной обстановки, и в июня 2015 года генерал подал в отставку. Тогдашний Верховный главнокомандующий ВС Нури аль-Малики как раз завершал очередную чистку армии, изгоняя из ее рядов суннитов, и с удовольствием удовлетворил рапорт. Примечательно, что ГШ тогда возглавлял человек вовсе без военного образования, что не помешало ему усидеть в этом кресле с 2004 года, дослужиться до генерал-полковника и с почетом уйти на пенсию. На этом человеке лежит персональная ответственность за тот позор, что пережила иракская армия, но он убежден, что не надо было требовать вывода ВС США – и всё было бы отлично…

Если наращивание войсковых группировок в районах, где отмечается высокая террористическая активность, вполне объяснимо, то переформирование ОК в центральных и южных провинциях вызывает вопросы. Так, ОК «Средний Евфрат» переформировано в ОК «Кербела», в зону ответственности входит и другая знаковая для шиитов провинция – Неджеф. В провинции Зи-Кар сформировано ОК «Сомер» (древнее название шумеров) со штабом в г. Насирия. Новым командующим ОК «Басра» назначен генерал-майор Акрам Саддам, более пяти лет служивший командиром 5-й мотопехотной дивизии в крайне неблагополучной с точки зрения безопасности провинции Дияла. Недавно посетивший Басру министр обороны заявил, что в провинцию будут направлены подразделения федерального спецназа для проведения совместных с армейцами операций по изъятию нелегального оружия у местного населения. 

Некоторые наблюдатели связывают все эти мероприятия с нарастающими в стране протестами. С 9 марта возобновились массовые выступления в Насирии, 13 марта в городе Неджеф произошли столкновения между силами безопасности и демонстрантами, собравшимися у здания губернатора с требованиями отставки местных властей; десятки человек получили ранения, но протесты продолжились. 15 марта демонстрации прошли в провинциях Басра, Васит и Мейсан с требованиями улучшения общественных услуг и предоставления рабочих мест. 18 марта по меньшей мере 11 демонстрантов и 9 сотрудников сил безопасности были ранены в ходе столкновений в городе Хилла (административный центр провинции Вавилон).

В Ираке всем памятны события октября 2019 года, когда протесты охватили все крупные города восьми провинций, приобрели массовый характер и продолжались почти год. За это время в результате столкновений сил безопасности с демонстрантами погибли сотни человек, десятки тысяч получили ранения. Итогом стало падение правительства и паралич органов власти.

Сейчас складывается схожая ситуация. С огромным трудом сформированное правительство  М. аль-Кязыми, несмотря на неоднократные обещания, не удовлетворило требования протестующих и вряд ли удовлетворит. Заканчивается первый квартал 2021 года, но страна не имеет бюджета. Кабинет министров еще 21 декабря прошлого года передал соответствующий законопроект на утверждение в парламент, и глава правительства тогда отметил, что сложностей в принятии документа не ожидается. 20 марта, то есть три месяца спустя, федеральный законодательный орган в очередной раз отложил голосование по бюджету; на этот раз причиной явился отказ шиитских фракций от соглашения о доле курдской автономии.

Премьер Мустафа аль-Кязыми еще в прошлом году назначил дату проведения очередных парламентских выборов на 6 июня 2021 года и подчеркнул, что иначе он может уйти в отставку. 14 января Высшая независимая избирательная комиссия Ирака (IHEC) сообщила, что  не сможет подготовиться к проведению голосования до конца сентября. Перенос даты усугубляет ситуацию – строгий мусульманский пост в этом году состоится с середины апреля по середину мая (предварительно должен завершиться 13 мая), и с этого времени начинается жаркое время года. Июль сами иракцы называют огненным – температура не опускается ниже 30 даже ночью, а днем достигает 50 градусов. Список требований протестующих пополнится – надо будет обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией и водой, это станет вопросом выживания. Обычные призывы властей «потерпеть» могут оказать обратный эффект – терпение людей на исходе.

Заглавное фото: REUTERS/Erik De Castro

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться