Зеленский в поисках козырей по Северному потоку

Украинский транзит и российские козыри

Киеву остаётся довольствоваться обещаниями

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

–Большинство СМИ сообщили о соглашении США и Германии по «Северному потоку - 2» и привели его основные пункты, однако мне не попадались комментарии, указавшие на следующую фразу из совместного заявления двух держав: «Это будет включать усилия по защите и увеличению возможностей для обратных потоков газа на Украину с целью полностью защитить Украину от потенциальных будущих попыток России сократить поставки газа в страну».

Позвольте, как можно сократить в будущем то, чего, по заявлениям Киева, нет уже несколько лет? «Мы соскочили с российской "газовой иглы", на которой сидели много лет... Казалось бы, обречены были сидеть на ней вечно, но уже два года не покупаем газа в России», – хвастался Порошенко.

«Украинский транзит» – эвфемизм, выражение-протез. Ни для кого не секрет российское происхождение «венгерского» и «словацкого» газа, которым сейчас удовлетворяет свои потребности Украина. Не секрет и то, что западную границу Украины этот газ пересекает (в обоих направлениях) лишь виртуально…

Исчезновение потребности в украинском транзите делает Россию свободной в вопросах поставки газа для Украины. Получать российский газ «окольными путями» и дальше у Украины не получится. А других поставщиков у неё нет. Без продолжения физического поступления газа через российско-украинскую границу Украину ждет жесточайший энергетический кризис.

Главный акцент в американо-германском соглашении сделан на транзите, но императивных пунктов здесь нет, заявление содержит такую формулировку: «Германия обязуется использовать все доступные средства влияния». А если «доступных» окажется недостаточно?

Более конкретен пункт о том, что Германия должна назначить спецпредставителя на переговоры о продлении транзита на 10 лет и «переговоры должны начаться как можно скорее, но не позднее 1 сентября». Очевидна привязка этих переговоров к сертификации и вводу в эксплуатацию «Северного потока - 2», которая должна производиться именно в эти сроки, но снова мы не видим жёстких условий согласования двух процессов.

Строительство Северного потока 2

В любом случае выторговать для Украины «эксклюзивные» в плане цены и объемов условия транзита наверняка не выйдет. Речь может идти только о коммерчески выгодном транзите, как заявили российские представители.

У России есть и другие козыри. Два года назад, в преддверии решающих раундов переговоров о продлении газового транзита, ФСК отмечал: «Пока стороны готовят аргументы, ключевым для адвокатов Украины будет «гуманитарный»: нельзя, мол, оставлять целую страну без такого жизненно важного ресурса, как газ. Вот тут и возникнет встречный вопрос – а целый регион (Крым) оставлять без воды можно?! Неужели вода, в том числе питьевая, менее необходима для нормальной жизни людей, чем природный газ?»

Андрей Богдан, бывший в тот момент главой офиса Зеленского, рассказал, что заключенные договоренности носили куда более широкий характер, чем транзит газа. «В документе есть то ли 12, то ли 13 пунктов. Это какой-то алгоритм действий. "Мы вам – корабли, вы нам – воду в Крым, мы вам – пленных, вы нам – прямое авиасообщение. Мы вам – 3 млрд долл. по решению суда, а вы нам что-то"… То, что я вижу, это то, что мы его [Путина] как-то жестко кинули. Наобещали одно – не сделали ничего», – констатировал Богдан.

Наверно, в США и в Германии хотели бы, чтобы в Москве «забыли» о том эпизоде, но, судя по всему, не получится. Уже на следующий день после публикации американо-германского соглашения Россия подала в ЕСПЧ иск против Украины, который стал первой межгосударственной жалобой, поданной в ЕСПЧ властями РФ.

В нем много позиций, но я бы обратил внимание на «блокирование Северо-Крымского канала «как основного источника пресной воды для жителей Крымского полуострова». То есть вопрос выносится на официальный уровень и обойти его будет сложно.

Однако главной проблемой при выполнении американо-германских договорённостей по Украине станет сама киевская власть, вошедшая в роль избалованного ребенка, который своими истериками приучил взрослых выполнять его капризы и не требовать от него того, что он  не хочет делать.

Зеленский и его подчиненные все более развязно высказывают претензии западным партнерам и даже начинают пугать их поворотом в сторону Китая.

Издание Politico сообщило, что Вашингтон попросил Киев «сбавить обороты» в критике соглашения по «Северному потоку - 2», предупредив, что это может сказаться на двусторонних отношениях. 

Неизвестно, как долго в западных столицах будут терпеть  «шалости» Киева. Первым наказанием может стать отказ в тех бонусах, которые обещаны Украине. Впрочем, в любом случае и они прописаны в соглашении без конкретики, кроме 165 млн долл. которые Германия должна внести в создаваемый энергетический фонд размером в 1 млрд (остальных инвесторов ещё нужно найти).

В 90-е годы под давлением европейских государств Украина, испытавшая тогда тяжелый энергетический кризис, согласилась закрыть Чернобыльскую АЭС, которая обеспечивала ей 15% производства электроэнергии. С обещанной компенсационной помощью на строительство энергоблоков на других станциях «цивилизованные» партнеры кинули Украину на несколько миллиардов долларов.

Уверен, что так же произойдет и в этот раз. Это проблемы страны, выбравшей такой курс и таких друзей.

И уж точно для красного словца в американо-немецкое соглашение внесен следующий пункт: «Если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия или совершит дальнейшие агрессивные действия против Украины, Германия примет меры на национальном уровне и потребует эффективных мер на европейском уровне, включая санкции, для ограничения экспортных возможностей России в Европу в энергетическом секторе и/или в других экономически значимых секторах. Это обязательство призвано гарантировать, что Россия не будет злоупотреблять никакими трубопроводами, включая «Северный поток – 2», для достижения агрессивных политических целей, используя энергию в качестве оружия». Себя санкциями, тем более из солидарности с Украиной, европейцы точно не накажут.

Так что Киеву остаётся довольствоваться обещаниями.