Российская Федерация подала первый межгосударственный судебный иск в Европейский суд по правам человека

Россия против Украины?

Российская Федерация подала первый межгосударственный судебный иск в Европейский суд по правам человека

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

22 июля Министерство иностранных дел РФ сообщило о том, что Российская Федерация подала иск против Украины в Европейский суд по правам человека. Это первый межгосударственный иск, который Россия подала в рамках международной судебной системы, созданной Советом Европы.

Российская Федерация подала иск против Украины в Европейский Суд по правам человека. Это первый межгосударственный иск, который Россия подала в рамках международной судебной системы, созданной Советом Европы.

Список статей, нарушенных Украиной, внушителен: это статьи 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и безопасность), 14 (запрещение дискриминации), 18 (ограничение прав человека) и другие. Речь идёт о тотальной дискриминации русского и русскоязычного населения (включая поражение в правах); о преследовании средств массовой информации; о зверствах, совершаемых киевскими властями в отношении жителей Донбасса («антитеррористическая операция» против собственного населения); о водной блокаде Крыма.

Следует подчеркнуть, что иск России содержит ряд положений, связанных с катастрофой рейса МН-17 над Донбассом. Это особенно важно в связи с тем, что по данному делу в том же ЕСПЧ уже принят нидерландо-украинский иск против России.

Решение России подать иск понятно и обоснованно. Украина нарушает не только (и не столько) отдельные положения Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и отдельные статьи некоторых протоколов к данной конвенции (как указано в российском иске). Украина нарушает всю конвенцию в целом, её объект и цель.

Кроме того, иск России следует рассматривать в контексте пяти (!) межгосударственных жалоб, поданных в ЕСПЧ Украиной против РФ. Этот поток официальный представитель МИД РФ назвала «носящим маниакальный характер». Иски в ЕСПЧ следует рассматривать вместе с жалобами Украины против России в Международный суд ООН и в Международный арбитражный суд в Гааге.

Украина ведет юридическую войну против России осознанно, целенаправленно и системно.

Еще более важно то, что, как видно, в частности, из состава юридических команд Украины (состоящих на 80% из зарубежных юристов), юридическая война организована извне. Украина – лишь инструмент Запада, война ведётся самим Западом.

В такой ситуации России нельзя молчать. Нельзя просто довольствоваться тем, что правда на нашей стороне. Правда должна быть заявлена всему миру.

Однако возникают сомнения в том, что Европейский суд по правам человека – подходящая площадка. Во-первых, ЕСПЧ в последние годы не раз демонстрировал предвзятое (часто демонстративно предвзятое) отношение к России. Это касается как межгосударственных жалоб против РФ, так и индивидуальных жалоб против нашей страны. Во-вторых, в последние годы произошла коренная трансформация сущности международных судов. Из органов разрешения межгосударственных споров они превратились в органы глобального (негосударственного) управления. Отсюда все «странности» в их деятельности: от нарушения фундаментальных норм международного права до создания собственных норм!

В обосновании своего иска в ЕСПЧ Россия отметила такой фактор, как «полное игнорирование международными структурами… нарушений прав человека на Украине». Однако Европейский суд по правам человека – та же «международная структура» и непонятно, почему она вдруг займёт другую позицию.

Единственной возможностью для России использовать площадку ЕСПЧ, чтобы донести правду до широкой международной общественности и обеспечить, чтобы эта правда была услышана, является независимый и беспристрастный состав той конкретной палаты, которая будет рассматривать российский иск.

А здесь самые большие проблемы. Несмотря на разглагольствования о демократии, международные суды вообще и ЕСПЧ в частности чрезвычайно закрытые структуры с непрозрачными процедурами. Особенно в вопросах формирования конкретных составов судебных палат.

Несколько лет назад был опубликован доклад о том, как определённые силы (прежде всего, глобальные «неправительственные» организации) проталкивали своих представителей сначала в судьи, затем – в рассмотрение конкретных дел, в которых эти «НПО» имели прямую заинтересованность. Так была чуть приоткрыта неприглядная кухня формирования «нужных» составов суда и в конкретных делах, и в ЕСПЧ в целом.

О том, что «нужный» состав суда уже сформирован, говорит его первое решение. Оно было оглашено в виде пресс-релиза о получении иска из России. Уже на второй день ЕСПЧ отклонил просьбу России об установлении временных мер. В соответствии со статьёй 39 Правил процедуры Европейского суда по правам человека, Россия просила суд до вынесения окончательного решения по делу установить ряд временных мер защиты. Таких мер было запрошено две:

1) приостановить действие мер по ограничению прав русскоязычного населения Украины по использованию родного языка в школах, средствах массовой информации и в интернете;

2) указать украинским властям приостановить блокаду Северо-Крымского канала.

Европейский суд по правам человека отклонил обе просьбы, заявив, что ни одна из мер не носит срочного характера с точки зрения нарушений Европейской конвенции. Отбросив от этого «объяснения» околоюридическую шелуху и оценив скорость принятия решения (оно было принято до официального объявления о получении в ЕСПЧ иска России!), становится понятно: за право донести до мира истину о событиях на Украине России предстоит упорная борьба на заведомо враждебной территории. Однако борьба эта справедлива, и всевозможные издержки будут оправданны.

Заглавное фото: kazanreporter.ru