Зачем Эрдогану Фамагуста?

Зачем Эрдогану Фамагуста?

Инициатива по-прежнему на турецкой стороне

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вообще-то, греки живут на Кипре с греческих Темных времен, за которыми следовали времена архаические, классические, эллинистические. Был тут Александр Великий, был Сулла, был Ричард Львиное Сердце, был турецкий султан Селим Второй, теперь пришел Эрдоган.

Зачем пришёл?

Карта Кипра

К 1974 году, когда Анкара захватила северную часть острова,  этнические турки составляли на нём только 18 процентов населения, греки – 82. После почти полусотни лет оккупации на 800 тысяч жителей острова 300 тысяч – турки. И хотя Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) кроме Турции никто в мире не признает, сделать из неё «ударный кулак» в Средиземноморье Эрдогану хочется. Он и сейчас держит там армию в 30 тысяч бойцов.

Помпа, с которой Эрдоган 19 июля прибыл на Кипр, чтобы отпраздновать 37-ю годовщину «объявления независимости», – не просто политический трюк. Эрдогану нужны символы, поднимающие его престиж. Покинутый греками после вторжения турок роскошный район Фамагусты Вароша как нельзя лучше подходит. Здесь на пляже в воскресенье турецкий президент устроил пикник, на котором провозгласил: «Наш приоритет в том, чтобы обеспечить справедливое, долгосрочное и устойчивое решение, которое гарантирует туркам-киприотам безопасность и юридические права. Есть два народа и два независимых государства на Кипре... Решение о двух государствах должно быть согласовано на основе суверенного равенства».

Вароша

Понятно, как разрешить один из самых долгих кризисов Европы?  Нет смысла ни в резолюциях Совета Безопасности ООН, закрепляющих принцип территориальной целостности Кипра, ни в миротворческих силах ООН, разделяющих турецкую и греческую часть острова, ни в продолжении переговоров о воссоединении, инициированных ООН. Главный турок всё решил, сидя на пляже в Вароше. Огороженный проволокой сразу после вторжения район, из которого греки были либо изгнаны, либо перебиты, сейчас представляет собой город-призрак. Однако призрак таки греческого города. Теперь Эрдоган решил его открыть и придать ему турецкий колорит.

Пляж Вароши

Почему именно Вароша, легко догадаться. В 70-е Фамагуста была основным туристическим центром на Кипре. В городе было построено много новых гостиниц и туристических объектов, особенно в Вароше. Часть гостиничных комплексов и по сю пору юридически является частной собственностью граждан из 20 стран мира. Этот символ греческой истории и процветания греков на Кипре по условиям переговоров о воссоединении должен был вернуться греческой общине острова.

Как пишет британская The Guardian, рядом с Эрдоганом на пляже неотлучно был лидер турецких националистов на Кипре, победивший в июне на выборах в самопровозглашенной республике Эрзин Татар (Ersin Tatar). Его не смущало то, что его соплеменники встретили главного турка плакатами «Нет пикнику на крови!»  – их отгоняла полиция. Значительная часть турок-киприотов как раз за воссоединение острова. Но Татар – за раздел. И, главное, Эрдоган тоже. То, как Татар победил на псевдо-выборах, требует особого разбирательства – его предшественник Мустафа Акынджи (Mustafa Akıncı) уступил 0,4 процента голосов только потому, что правящая турецкая Партия справедливости и развития прочёсывала деревню за деревней, покупая голоса или угрожая депортацией в Турцию тем, «кто против Татара», то есть за единый Кипр. Пляж призрака Вароши был для того и вычищен, там были рассажены к приезду президента Турции кустарники, деревья и цветы, дабы Запад увидел, как обустроит жизнь турок-киприотов Эрдоган.

В Афинах этот визит назвали беспрецедентной провокацией, подрывающей все усилия СБ ООН по урегулированию кипрского конфликта. Президент Кипра Никос Анастасиадис (Nicos Anastasiades) заявил, что он боится, что действия Эрдогана «торпедируют перспективу создания соответствующего климата для достижения результата на переговорах под эгидой ООН». И что решение Татара по Вароше это «похоронный звон по переговорам».

Вароша – символ турецкой оккупации. 45 лет район был закрыт для посещения, и он остаётся разграбленным. Делая его символом «турецкого Кипра», Эрдоган показывает, как он считается с международным правом, пишет Euronews. Конечно, это провокация, но почему бы нет, если за 45 лет институты международного права, включая Совбез ООН, не смогли разрешить конфликт без Эрдогана? Теперь он демонстрирует свою волю не только Кипру или Греции, но и Евросоюзу, и ООН, и всему Средиземноморью.

В 70-е Фамагуста была основным туристическим центром на Кипре.

Но не только для удовлетворения политических амбиций турецкого лидера нужна ему кипрская Фамагуста с Варошей. Международная легализация ТРСК и неминуемое вслед за тем объединение с Турцией открывают Эрдогану дверь к переделу границ кипрского шельфа – теперь уже в полном соответствии с международным правом. Придется очень подвинуться в своих планах по освоению месторождений газа не только Кипру, но и Греции, Израилю, Ливану, Египту. Обнаруженные месторождения природного газа в Восточном Средиземноморье ставят на кон интересы крупнейших мировых нефтегазовых гигантов. Еще три года назад турецкие военные корабли остановили принадлежащее итальянской Eni судно, занимавшееся разведкой нефтегазовых ресурсов на шельфе Кипра. Тогда Турция заявила, что эти работы нарушают права турок-киприотов на пользование кипрскими углеводородами. Завтра Эрдоган прикажет направить в море беспилотники защищать ТРСК – недаром даже турки-киприоты называют его «непристреляной пушкой» (loose cannon). Трудно сказать, куда пальнёт эта пушка в следующий раз...

А в августе Эрзин Татар отправляется в Азербайджан. Он приедет в Баку договариваться о признании ТРСК, и Эрдоган надеется, что «ситуация станет лучше». В августе собирается рассматривать вопрос о введении санкций против Турции и Евросоюз – за незаконную разведку ископаемых в Восточном Средиземноморье. Россия, Франция, Великобритания, Германия, Египет, Китай объявили о том, что осуждают и визит, и намерения Эрдогана на Кипре, но…  инициатива по-прежнему на турецкой стороне.