Положение на севере Косово, особенно возле административных переходов «Яринье» и «Брняк» тяжелое. Приштина направила туда полицейской спецназ ROSU.

Север Косово – президента Вучича пробуют на прочность

Фрагмент большой геополитической игры

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Положение на севере Косово, особенно возле административных переходов «Яринье» и «Брняк» тяжелое. Приштина направила туда полицейский спецназ ROSU. «МВД Косово» объявило, что придерживается «мер взаимности» в отношении Сербии касательно номеров автомобилей, пересекающих административную границу Сербии и Косовского края. Полицейские из ROSU применили слезоточивый газ против перекрывших трассы сербов. Перед этим албанцы угрожали оружием сербскому автолюбителю, отказавшемуся менять автомобильные номера, и попытались вытащить его из машины. Ситуацию разрядило лишь появление патруля KFOR.

Командование KFOR начало действовать только спустя сутки, после того как события на севере перешли в активную фазу. При этом Приштина, прежде чем вводить на территорию сербских анклавов края свои вооруженные формирования, обязана получить на это разрешение командования KFOR. Или такое разрешение было получено заранее? Натовцы молчат, но их патрули в районе конфликта появились, а их вертолеты барражируют в небе. Появились и сотрудники европейской полицейской миссии EULEX.

Протестующих сербов также прибавилось. Они стали приходить семьями, с палатками, едой, оставаясь ночевать на трассе. Сербский север Косово словно приготовился к чему-то нехорошему. Все заведения общественного питания Северной (Косовской) Митровицы не работают, это тревожный сигнал.

Глава сепаратистского правительства Косово Альбин Курти, решивший поиграть в миротворца, призвал мэров в сербских муниципалитетах повлиять на жителей и разблокировать дороги, а также предложил Сербии отменить временные номера для косовского транспорта, въезжающего на территорию остальной Сербии: тогда, мол, Приштина отменит временные номера для сербских автомобилей.

«Решение по номерным знакам… гарантирует право на свободное передвижение, в том числе и гражданам Сербии, – заявил Курти. – Проблемы создает лишь транспорт, принадлежащий муниципалитетам (речь идет о грузовиках, перегородивших дороги к «Яринье» и «Брняку». – Ред.), и это является злоупотреблением муниципальной собственностью. Я призываю организованную группу сербов, заблокировавших движение: ни граждане, ни наше государство не заинтересованы в инцидентах и ​​эскалации, это неинтересно и косовским сербам, и Сербии. Похоже, что в этом заинтересован только один человек – президент Сербии»

На ввод вооружённых формирований на север и запрет сербских номеров Курти решился после встречи в Приштине с главным переговорщиком ЕС по урегулированию в Косово Мирославом Лайчаком. Сейчас Лайчак находится в Белграде, где он призывает «снизить напряжённость».

Президент Вучич после экстренного заседания Совета национальной безопасности, посвящённого событиям в приграничье, высказался по поводу «миротворческих инициатив» Евросоюза. В частности, он рассказал журналистам, как Брюссель и «страны квинты» (пятерка стран, контролирующих политический процесс на Балканах – США, Великобритания, Италия, Франция и Германия) предложили ему «компромисс»: Сербия признает косовские автомобильные номера, а Приштина выводит силы ROSU с севера Косово.

«То, что они предлагают, означало бы, что мы должны быть счастливы и довольны, и кричать, какое замечательное решение, что они дадут нам временные номера и поставят там свои метки…. Мы задали вопрос Европейскому союзу: есть Брюссельское соглашение или нет? Зачем нам приезжать в Брюссель, если этого соглашения больше нет или оно действует только для Приштины и только в тех пунктах, которые ей нравятся?»

Чёткую оценку дал Вучич и заявлению официального представителя ЕС Петера Стано, призвавшего стороны воздержаться от провокационных действий. «Когда они обращаются к двум сторонам, то это просто означает, что они хотят защитить албанское чадо или, как они называют его, косовское государство от сербского гегемона… Что такого сделала Сербия? Разве мы отправили военную полицию, причинили кому-то ущерб, повредили автомобили, распылили слезоточивый газ?»

Вучич заявил, что Белград ждет вывода всех вооруженных подразделений Приштины с севера Косово и направил к границам края 72-ю бригаду, 63-ю десантную бригаду, а также подразделения военной полиции.

Президента поддержал председатель Народной скупщины Сербии Ивица Дачич: «Президент Александр Вучич ясно дал понять: обязанность KFOR, то есть НАТО, которая является основой KFOR, состоит в том, чтобы гарантировать безопасность в соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1244. Мы публично предупреждаем их, что Сербия не допустит этнических чисток сербов Косово и Метохии, повторения того, что Хорватия сделала в Республике Сербская Краина».

Кто стоит за активностью Приштины, которая никогда не действует без одобрения высоких покровителей?

Не так давно Ангела Меркель побывала с визитом в Тиране, после чего воодушевленный Курти объявил о подаче на Сербию иска в Международный суд ООН за «геноцид». Албанский премьер Эди Рама сказал, что Белграду нужно покаяться перед Косово. Бошнякский и хорватский члены Президиума БиГ назвали Вучича «агрессором» за поддержку лидера боснийских сербов Милорада Додика в вопросе о непризнании «геноцида в Сребренице». Черногорский президент Мило Джуканович назвал сербского президента Вучича проводником политики Москвы и «человеком, дестабилизирующим регион». А дальше всех пошел президент Хорватии Зоран Миланович, который принял Джукановича в Загребе, а затем, выступая в Колумбийском университете (США), обрушился на Вучича с обвинениями: «Самым главным препятствием для установления мира на Балканах является то, что Вучич был одним из самых известных зачинщиков войны в 90-е».

И всё это – на фоне заявлений лидеров сербской оппозиции о том, что они готовят смещение Вучича…

И ещё она деталь. Незадолго до провокации в Северном Косово старший советник Американского центра права и правосудия Ричард Гренелл (в прошлом посланник президента США Дональда Трампа по диалогу между Белградом и Приштиной) высказался о провалах Байдена. По его словам, администрация упустила возможность установить мир на Балканах, когда в сентябре срок действия Вашингтонских соглашений истёк. И вот уже Рамуш Харадинай, бывший бандит, оправданный Гаагой, а затем «премьер» Косово, заявляет, что после введения «автомобильных мер взаимности» назад ходу нет. И предлагает снова подключить США к зашедшему в тупик переговорному процессу.

Это будет означать зеленую улицу албанским союзникам Вашингтона и усиление давления на Сербию. Вучич этому мешает. Поэтому его и пробуют на прочность в Северном Косово.

P.S. Пока готовился материал, стало известно, что полицейские из «спецназа МВД Косово» ROSU без видимых причин жестоко избили трех гражданских сербов. Один из них, Драгиша Влашкович, был доставлен в больницу сербского анклава Зубин Поток с серьезными повреждениями.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться