Между Белоруссией и Крымом возобновляется железнодорожное сообщение

Между Белоруссией и Крымом возобновляется железнодорожное сообщение

Когда будущее Украины как геополитической реальности оказалось под вопросом...

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Белоруссия возобновляет железнодорожное сообщение с Крымом. Об этом заявил председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый. По его словам, речь идет о двух прицепных вагонах, которые начнут курсировать с 26 мая.

Белорусская и российская железные дороги пока официально не объявили о начале прямого сообщения по маршруту Минск – Симферополь, но на сайте Белорусской железной дороги в системе расписаний уже появились станции Симферополь-Пассажирский и Симферополь-Грузовой, что указывает на практическую подготовку к запуску прямого сообщения между Белоруссией и Крымом.

Несколькими неделями ранее о возможном запуске железнодорожного сообщения между Белоруссией и Крымом заявил посол России в Минске Борис Грызлов. По его словам, речь идет о продлении маршрута поезда Смоленск – Симферополь до Минска.

Железнодорожное сообщение на этом маршруте было прервано в 2014 году, после того как полуостров воссоединился с Российской Федерацией, а Украина прямое железнодорожное сообщение перекрыла. Затем несколько лет Крым в смысле железнодорожного сообщения с ним оставался «островом», не имевшим связи по железной дороге ни с РФ, ни с Украиной.

После открытия в 2018 году автомобильного, а в 2019-2020 году железнодорожного сообщения по Крымскому мосту через Керченский пролив поезда из Белоруссии в Крым также не пошли, Белоруссия уклонялась тогда от официального признания российской принадлежности Крыма. Причинами были многовекторный курс Минска, его попытки балансировать между Россией и Западом, нежелание белорусских властей попасть под западные санкции и испортить отношения с Украиной, которая оставалась вторым после РФ торгово-экономическим партнером Белоруссии.

После политического кризиса 2020 года в Белоруссии большинство этих аргументов отпали. Отношения с Западом стали разваливаться, Белоруссия попала под санкции, зато укрепление связей с Российской Федерацией стало вопросом выживания белорусской политической системы.

Как следствие, вопрос признания Белоруссией российского Крыма вновь оказался на повестке дня; это является своего рода лакмусовой бумажкой для белорусско-российских союзнических отношений. О возможности признания Крыма на протяжении прошлого года не раз говорил А. Лукашенко, но в практическую плоскость эти заявления не переходили. Возможно, от решительных шагов белорусское руководство удерживало нежелание портить отношения с Украиной, значение которой как рынка сбыта и транзитного направления для белорусской продукции возросло после того, как Литва перекрыла для Белоруссии  Клайпедский порт.

Однако с началом Россией специальной военной операции (СВО) отпал и этот аргумент. Стало ясно, что сохранить отношения с киевским режимом у Белоруссии не получится. Да и будущее Украины как геополитической реальности оказалось под вопросом.

Возобновление железнодорожного сообщения можно считать пробным шаром для последующего полномасштабного восстановления связей между Белоруссией и Крымом.

Два прицепных вагона от Минска до Симферополя, конечно, еще нельзя назвать полноценным восстановлением транспортного сообщения. До 2014 года из Белоруссии в Крым ходило большое количество поездов, которые связывали Минск и областные белорусские центры с Симферополем, Феодосией, Евпаторией. Время в пути составляло около суток, поезда шли кратчайшими путями, в основном через Гомель – Сумы –  Харьков –  Запорожье –  Мелитополь. Существовали и другие варианты (через Херсон и Николаев).

Основной сложностью маршрута в обход Украины через Крымский мост является существенное увеличение времени в пути – фактически оно возрастает в два раза. И дело не только в увеличении длины маршрута, но и в том, что железнодорожный ход Воронеж – Ростов, по которому пойдут белорусские поезда, перегружен трафиком, идущим на юг России (не только в Крым, но и на курорты Краснодарского края).

Серьезную обеспокоенность вызывает и цена на билеты. Поездки на этом направлении будут осуществляться по межгосударственным тарифам, привязанным к швейцарскому франку, что ведет к их удорожанию. Это давняя проблема пассажирских перевозок между Белоруссией и Россией, до сих пор не решенная в рамках Союзного государства, которая уже привела к значительному сокращению количества поездов между двумя странами.

Чтобы понять абсурдность ситуации в области ценообразования, можно вспомнить известный парадокс поезда Калининград – Москва: из Калининграда в Минск на нём доехать дороже, чем из Калининграда в Смоленск, до которого ехать дальше; в первом случае билет продаётся по межгосударственному тарифу, а во втором – по внутрироссийскому.

Впрочем, все это не означает, что поезда из Белоруссии в Крым в обход Украины невозможны или не будут пользоваться популярностью.

Во-первых, уже существует опыт поездов Минск – Адлер и Минск – Анапа, которые ходят по более длинным маршрутам с конца 1990-х годов и не страдают от недостатка пассажиров.

Во-вторых, сейчас для белорусов закрыты или труднодоступны многие международные туристические направления, и спрос на поездки в Крым может существенно возрасти. В этих условиях налаживание прямого железнодорожного сообщения жизненно необходимо. А значит, есть надежда, что два прицепных вагона Минск – Симферополь вскоре «вырастут» до размеров полноценного поезда.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться