В НАТО нарастают трудности

Трудности в НАТО, или Скоро только кошки родятся

Вплоть до ввода венгерских войск на территорию Закарпатья…

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Киса Воробьянинов: Так ведь хочется, чтобы поскорее…
Остап Бендер: Скоро только кошки родятся.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг полагает, что разногласия по вопросу возможного вступления в альянс Финляндии и Швеции удастся быстро урегулировать. «Моей целью остается быстрый процесс вступления, но, как всегда в НАТО, нам необходимо согласие всех 30 союзников. Мы должны сесть и поговорить, как это делается… Мы также должны признать, что Турция – важная страна, а когда союзник говорит, что у него есть проблема, ее нужно обсудить», – подчеркнул Столтенберг. Эрдоган заявил в тот же день, что в Анкаре не поддержат принятие в НАТО Швеции и Финляндии, пока те не определят свое отношение к террористическим организациям, в частности к Рабочей партии Курдистана (РПК).

Надежды Столтенберга на то, что с Турцией «можно сесть и поговорить», сродни сладкому сну. Эрдоган находится в тяжелой ситуации. Экономический кризис в Турции, крушение неоосманистских планов на сирийском направлении, военный конфликт с курдами и затаившаяся оппозиция в военных кругах заставляют его нервничать. Даст ли что-нибудь Эрдогану осуждение финнами и шведами РПК? Он и без этого будет проводить репрессивную политику в отношении курдов. Эрдоган добивается другого. Он чувствует себя одиночкой в руководящих кругах НАТО, потому что с первых лет его правления европейцы осуждают его за авторитаризм. Теперь наступает время Эрдогана.

С его точки зрения, блок НАТО встал перед необходимостью более жёсткой силовой политики на Украине. И Эрдоган хочет заставить Европу признать, что он был прав в преследовании курдов. Однако шведы и финны, по всей вероятности, еще будут некоторое время ломаться, прежде чем признают курдов террористами. Даже внешнее давление не заставит их ускорить процесс. Поэтому их вступление в блок будет затягиваться, а напряжение вокруг Эрдогана усиливаться.

Трещины появляются не только на южном фланге НАТО. Опять заискрило на Балканах. Власти Республики Сербской (энтитет Боснии и Герцеговины, БиГ) намерены отозвать свое согласие на общую армию и общий судебный и прокурорский совет БиГ. Республика Сербская планирует через несколько месяцев восстановить собственную армию.

Согласно Дейтонскому соглашению от 1995 года, государство БиГ состоит из двух образований: мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ, 51% территории страны) и Республики Сербской (49% территории), а также округа Брчко. В системе госуправления пропорционально представлены три основных народа: бошняки (принявшие ислам славяне), сербы (православные) и хорваты (католики).

Руководство Хорватии с самого начала рассматривало Дейтонские соглашения как неравноправные в силу того, что Республика Сербская проводила линию на воссоединение с Белградом и не поддавалась контролю хорватов. Загреб видит выход в изменениях конституции, которая дала бы хорватам приоритет во внутренней политике в БИГ. В ответ наметился выход армии Республики Сербской из состава военных структур БИГ, а это рассматривается Загребом как попытка Республики Сербской сломать шаткую конструкцию БИГ и «уйти» к Сербии. Президент Хорватии Зоран Миланович решил пойти путем Эрдогана и заявил, что хорватский парламент не ратифицирует вступление Швеции и Финляндии в блок, пока не произойдет реформа избирательного законодательства в Боснии и Герцеговине.

«Что касается меня, то пусть вступают в НАТО, пусть тыкают разъяренного медведя ручкой в глаз, – продолжил Миланович. – Пока не решен вопрос о законе о выборах в БиГ, пока американцы, англичане и немцы не заставят [боснийские власти] в следующие полгода изменить закон о выборах и не дадут хорватам основные права, парламент Хорватии не должен ратифицировать чье-либо вступление в НАТО».

Не менее чувствительной для состояния НАТО является политика венгерского руководства. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступает против дальнейших санкции в отношении России, готов заблокировать шестой пакет и выделение денег Евросоюза воюющей Украине. Помимо этого, Орбан не допускает транзита на Украину зарубежного оружия через территорию Венгрии.

На днях Украина в качестве наказания Венгрии за такую политику высказала намерение остановить для нее российский трубопровод «Дружба». Орбан сравнил возможное эмбарго с «атомной бомбой». Подобный шаг со стороны Украины повлечет резкое обострение двусторонних отношений. В Венгрии введено чрезвычайное положение, поэтому у Орбана есть все возможности для принятия чрезвычайных мер по разблокированию трубопровода, вплоть до ввода войск на территорию Закарпатья. Это особенно актуально на фоне «ползучей аннексии» западных областей Украины со стороны Польши. Венгрия не будет игнорировать этот процесс, ведь 10% населения Закарпатской области Украины составляют этнические венгры.

Останется ли желание Швеции и Финляндии вступить в НАТО таким же горячим, если в Закарпатье разгорится новый очаг кризиса?

Картина трещин в разных частях НАТО, которые Столтенберг хотел бы заделать «как можно скорее», напоминает о фразе легендарного Остапа Бендера в романе «Двенадцать стульев»: «Скоро только кошки родятся, Киса…»

Фото: REUTERS/Yves Herman