США, Китай и остров Тайвань – конец двусмысленности

США, Китай и остров Тайвань – конец двусмысленности

США политизируют и идеологизируют что угодно

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ещё полгода назад Байден уверял Си Цзиньпина, что США придерживаются принципа «одного Китая». Что «США не стремятся изменить систему Китая, не стремятся укреплять союзы против Китая и не намерены вступать в конфликт с Китаем». Это означало, что Соединенные Штаты не поддерживают независимость Тайваня и надеются, что в Тайваньском проливе сохранятся мир и стабильность.

Принцип «одного Китая», признанный большинством стран мира, означает существование только одного китайского государства со столицей в Пекине, несмотря на то что существует и другое, претендующее на название «Китай», – остров Тайвань. Данный принцип США официально признали в 1979 году.

Тайвань под боком у Китая «удобен» для США почти в том же смысле, в каком им «удобно» расположение Украины с проамериканским режимом у границ Российской Федерации. Президент Байден заявил, что США будут готовы вмешаться, чтобы защитить Тайвань, если Китай вторгнется на остров. Положен конец политической двусмысленности в вопросе существования острова как независимого от материкового Китая.

Джо Байден не Джимми Картер. И сейчас не 1979 год, когда существовала сверхдержава СССР и президент США подписывал «Закон об отношениях с Тайванем», признававший остров частью КНР. Закон 1979 года принимался, как сказано в его преамбуле, «в целях поддержания мира, безопасности и стабильности в западной части Тихого океана». А Байден, находясь 23 мая в Токио, в ответ на вопрос, готовы ли США «принять военное участие для защиты Тайваня», заявил: «Да. Это обязательство, которое мы взяли на себя… Я ожидаю, что многое зависит от того, насколько решительно мир даст понять, что такого рода действия [вторжение КНР на Тайвань. – Ред.] приведут к долгосрочному неодобрению».

Мир в глазах представителей американских верхов – это США и те, кого они посадят рядом, «отстаивая» одну часть Китая от другой. Премьер-министра Японии Кисиду Байден рядом с собой посадил. И Кисида послушно заявил, что «односторонние попытки изменить статус-кво силой, как на Украине, никогда не должны допускаться в Индо-Тихоокеанском регионе». Японский премьер и американский президент настойчиво подчёркивали перед журналистами важность мира и стабильности в Тайваньском проливе (видимо, поэтому Байден одобрил усилия Японии по «фундаментальному укреплению обороноспособности»).

Прямые инвестиции США в этот регион в 2020 году составили более 969 миллиардов долларов, подтверждая заявку на то, что США «являются экономической державой Индо-Тихоокеанского региона и расширение здесь экономического лидерства США идёт на пользу американским рабочим и предприятиям, а также населению региона», писало американское интернет-издание Global Security.

Индо-Тихоокеанская экономическая структура (IPEF) – это экономический компонент Индо-тихоокеанской стратегии США, которая, по мнению многих в Азии, сосредоточена на военных вопросах. При этом IPEF не соглашение о свободной торговле. Заявлено, что это инициатива по установлению «правил» в четырёх сферах: устойчивость торговли (укрепление глобальных цепочек поставок), инфраструктура, декарбонизация, борьба с коррупцией. Правила будут установлены для примкнувших к инициативе партнёров США: Австралия, Бруней, Индия, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, производящие в совокупности 40 процентов мирового ВВП.

«Установленные правила торговли», объявил Белый дом, прежде всего, должны радовать возможностями «американских рабочих, малые предприятия и владельцев ранчо, которые получат возможность конкурировать в Индо-Тихоокеанском регионе». Ну и ВПК США, потому что именно американским оружием будут утверждаться «свобода и независимость» Тайваня.

Нетрудно заметить, что среди подписавших новое соглашение с Соединёнными Штатами только три члена АСЕАН: Вьетнам, Филиппины и Сингапур. Им на руку, что индо-тихоокеанские планы США направлены на противодействие растущему влиянию Китая. Остальные страны АСЕАН, особенно малые и средние, похоже, сохранят нейтралитет. Им сложно угадать, каким боком повернутся к ним США завтра, если китайский военно-морской флот замаячит на горизонте.

В день объявления о появлении IPEF министр иностранных дел КНР Ван И заявил: «Так называемая Индо-Тихоокеанская Стратегия обречена на провал», потому что она «вызывает всё больше и больше настороженности и беспокойства, пытается стереть само название «Азиатско-Тихоокеанский регион» и эффективную архитектуру регионального сотрудничества, сложившуюся вокруг Китая... США политизируют и идеологизируют экономические вопросы, используя экономические средства, чтобы заставить страны региона выбирать между Китаем и Соединенными Штатами».

В Токио дело не ограничилось провозглашением Индо-Тихоокеанской экономической структуры. В столице Японии прошёл ещё саммит Quad, на котором лидеры США, Японии, Индии и Австралии обнародовали план наблюдения за морем в Индо-Тихоокеанском регионе, пообещав инвестировать в инфраструктуру 50 миллиардов долларов с целью противостоять Китаю. В совместном заявлении Джо Байден, Фумио Кисида, Нарендра Моди и Энтони Альбанезе объявили, что Quad «является силой добра» и «стремится принести ощутимую пользу всему миру». Что это за «польза», мы вскоре увидим...

Заглавное фото: REUTERS/Dado Ruvic