header
Пророк Непокорённого Донбасса
"148641"
Размер шрифта:
| 27.08.2022 Политика  | История и культура 
3263
4.33
5
1
6
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 4.33
logo

Пророк Непокорённого Донбасса

«…Под видом светлых будущих времён единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят»

https://t.me/fsk_today

24 августа 2022 года в Москве в Центральном офицерском клубе Воздушно-космических сил РФ прошёл вечер памяти «Пророк Непокорённого Донбасса – схиархимандрит Зосима (Сокур)», посвящённый 20-летию кончины схиархимандрита Зосимы (1944-2002, Ивана Александровича Сокура), одного из выдающихся пастырей Русской православной церкви конца XX – начала XXI века, духовника Донецкой епархии.

Организаторами вечера памяти стали «Русско-Сербский Центр поддержки традиционной культуры», Международная школа искусств «От Чистого Истока», Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, «Друштво умјетника и пријатеља умјетности» (Республика Сербская).

В 1975 году студент четвёртого курса Ленинградской духовной академии Иван Сокур бы пострижен в монашество в честь Савватия Соловецкого. В 1990 году игумен Савватий был возведён в сан архимандрита, а в 1992 году пострижен в схиму с именем Зосима.

Он пользовался в Донбассе непререкаемым авторитетом. И не только в Донбассе. Верующие знали и почитали подвижника далеко за пределами шахтёрского края – от Москвы до Афона, от Иерусалима до Киева. К нему обращались как при жизни, так и после кончины тысячи людей. Он называл себя «простым сельским священником», был пламенным молитвенником и проповедником, стяжал дары прозорливости, знания сердец человеческих, духовного рассуждения, исцеления душ и телес.

Он обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни. А для себя у Бога ничего не просил – ни здоровья, ни достатка. Ходил в заношенной, порыжелой от времени рясе. Непрекращающаяся молитва… Строжайший пост… Спал по два-четыре часа в сутки, а иногда и совсем не ложился.

Отец Зосима любил людей, и множество людей, как мирян, так и священников, приезжали в его обитель за духовным советом и наставлением, за утешением и помощью. Для каждого он находил нужные слова. После встречи с ним у людей менялись характер, отношение к жизни. Проповеди старца трогали самые ожесточенные сердца. Одним своим благословением он менял судьбы. Будучи тяжело больным, в день принимал по двадцать-тридцать человек.

…Старец очень почитал Божию Матерь. Успение было его любимейшим праздником. В честь Её пречестного Успения он назвал основанные им обители – Свято-Успенский-Николо-Васильевский мужской и Свято-Успенский-Николо-Васильевский женский монастыри в селе Никольское Волновахского района Донецкой народной республики (ДНР).

На всём протяжении своего служения схиархимандрит Зосима призывал строго держаться Русской православной церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Выступая против автокефалии УПЦ и обращая праведный гнев на раскольников-автокефалистов, старец вынес на своих плечах борьбу за единство Русской православной церкви в 1990-е годы.

Из вступительного слова на вечере игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма святителя Николы на Берсеневке, члена Союза писателей России:

«Не знаю, какими критериями руководствовались организаторы вечера, предложив мне возжечь свечу в память об этом подвижнике благочестия и открыть настоящий вечернаверное, тем, что мы земляки я уроженец Луганской области, а он прожил всю жизнь в Донецкой.

В начале 1990-х годов ко мне, тогда председателю Союза Православных братств, настойчиво рвались болезненного вида священник с сопровождающими. Выяснилось, что они прибыли с Донбасса. А священник, игумен Савватий (впоследствии в схиме Зосима), был уже довольно известен.

Взволнованные ходоки рассказали о последних тревожных событиях на Украине, в частности о собрании благочинных, которое провёл Киевский митрополит Филарет (Денисенко) с той целью, чтобы склонить их к автокефалии. Восемь из двенадцати донецких благочинных выразили согласие с автокефалией.

Батюшка занял твёрдую отрицательную позицию. Именно тогда он спросил митрополита: а народ спросили: хочет ли он автокефалии? А что народ? Народ цэ быдло! отреагировал Филарет.

Батюшка в ответ: если для Вас народ «цэ быдло», тогда для меня Вы не владыка!

Батюшка со своими духовными чадами стал эпицентром противодействия автокефалии<…>».

* * *

Ещё в 1920-е годы в селе Никольское Волновахского района зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители.

И предание сбылось. Трудами игумена Савватия, который был назначен настоятелем в Свято-Васильевский приход в селе Никольское в 1986 году, полуразрушенный каменный храм без иконостаса постройки 1912 года, освященный в честь Святителя Василия Великого, был отреставрирован. В 1988 году построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1997 году был взят в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми. В 1998 году был построен братский корпус, в 1999 году – сестринский.

В 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Уже после кончины старца в центре обители по его благословению завершилось строительство огромного белого собора Успения Богородицы. Летом 2009 года Свято-Успенский собор освятил Святейший патриарх Кирилл.

* * *

Последние годы жизни старец Зосима, как вспоминают его духовные чада, держался только с Божией помощью. Он передвигался в инвалидной коляске. У старца полностью отказали простуженные почки. Его всё чаще увозили в больницу – всё время нужно было делать диализ.

Однако старец не производил впечатления больного и немощного. Как только ему становилась легче, он спешил в храм на богослужение.

Предчувствуя скорую кончину, старец написал духовное завещание:

«<…> В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно.

Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего (прошлого. Н.Г.) столетия, находясь под видом светлых будущих времён единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность<…>».

* * *

Из книги Владимира Карагодина «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы» (Издательство: Риза, 2018):

«23 августа, на день своего Ангела, Зосимы и Савватия Соловецких, митрополиту Илариону он прямо сказал, что умрёт на погребение Божией Матери:

 Приезжайте, владыко, к нам на чин погребения Божией Матери.

 Да нет, Батюшка, у вас служба ночью будет, а мне утром служить.

 Да вам и так, владыко, будет не до сна, приезжайте будете меня вместе с Божией Матерью погребать...

"Я не знал, как эти слова понимать, вспоминает владыка Иларион. - У меня были совершенно иные планы..."».

…Господь заблаговременно открыл своему избраннику дату кончины. Отец Зосима говорил братии:

«Когда я умру, вы будете знать: часы на моём молитвенном столике в алтаре остановятся».

Так и произошло.

29 августа 2002 года, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, в день Её Погребения, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре.

Старцу было 57 лет. Так закончилось время земной молитвы схиархимандрита Зосимы, и начался отсчёт его молитвенного предстательства в блаженной вечности. В его отпевании участвовали двадцать архиереев и около пятисот священников…

(Окончание следует)

Реквизиты для оказания помощи Свято-Успенскому Николо-Васильевскому монастырю Донецкой епархии:

2202 2036 2845 7311 Сбербанк,

(Юлия Сергеевна Г.)

1041 6363 2304 9957 банк ЦРБ (Юлия Сергеевна Г.)

5375 4141 2246 2475 Монобанк (Олег М.)

PayPal othelgi@gmail.com

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.