Раньше Блинкен предлагал бы пряники послаще, но Украина забирает слишком много…

Блинкен-бай в Астане: казахам – больше кнутов, чем пряников

Раньше Блинкен предлагал бы пряники послаще, но Украина забирает слишком много...

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Скажем прямо, Блинкена в Казахстане ждали. Не столько «многовекторные» власти республики, сколько поднявшие в последнее время головы те, чьи надежды развеяла январская операция ОДКБ. Те, кто нутряной ненавистью ненавидит Россию. Те, кто сидит на подачках запрещённого в России USAID*** или те, кто вчера доказывал, что он настоящий каракесек, а сегодня мнит себя частью «евроатлантического сообщества». Однако это, конечно, лишь часть казахского общества…

Американца ждали

Американца ждали

Для властей визит госсекретаря был важен с точки зрения прояснения собственного самочувствия: ведь в странах Центральной Азии Америку не рассматривают как равноправного партнёра, в лучшем случае рассчитывают снискать её благосклонность.

Особо пылко «Блинкен-бая» ждали некоторые СМИ, в которых появилась масса материалов о тесных и тёплых связях США и РК, о том, «как США помогли Казахстану избавиться от ядерного оружия», и конечно, о том, как США помогут казахам, если после Украины их захочет захватить Москва.

Сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Темур Умаров в интервью соросовскому Радио Азаттык (иноагент в России) говорит: «Визит представителя Госдепартамента США в Центральную Азию надо воспринимать как рутинный, где будут обсуждаться, помимо всего прочего, вопросы сотрудничества»; Блинкен попытается «надавить» и «подтолкнуть страны Центральной Азии к тому, чтобы они приняли однозначно антироссийскую позицию» по вопросу противостояния России и Украины.

После голосования по больному вопросу на Генассамблее ООН для Блинкена на этой встрече действительно первоочередным был вопрос о России, отчего к теме ее «агрессивности» американец возвращался без конца: и в разговоре с Токаевым, и в переговорах с Тлеуберди, и на встрече с министрами формата С5+1 Жээнбеком Кулубаевым, Сироджиддином Мухриддином, Рашидом Мередовым и Бахтиёром Саидовым.

На встрече формата С5+1

На встрече формата С5+1

На итоговой пресс-конференции американский госсекретарь добавил ещё одну «вину» России – якобы нарушение ею принципов Устава ООН: мол, эти принципы направлены на поддержание мира и стабильности, в том числе в Центральной Азии. А потому, делал вывод Блинкен, «очень важно, чтобы все страны объединились и выступали против российской агрессии не только для защиты Украины, но и для защиты этих [ооновских] принципов… мы должны сделать всё, чтобы прекратить российскую агрессию».

На встрече с президентом Токаевым, говоря дежурные слова о неизменной поддержке Соединёнными Штатами суверенитета и территориальной целостности Казахстана, Блинкен упирал на то, что эти слова в его устах «имеют реальное значение. И, конечно, мы знаем, говорил он, что «конкретно в нынешнее время они имеют еще больший резонанс, чем обычно».

Казахская сторона отвечала многовекторно. Если Токаев заявлял о сложившемся «образцовом взаимодействии» и благодарил крупнейшего американского инвестора ($62 млрд.), забывая добавить цифры американских инвестиций в «украинизацию», «демократизацию» и «открытое общество» Казахстана, то глава МИД РК Мухтар Тлеуберди сказал: «Мы на данный момент не видим, не ощущаем рисков или угроз со стороны России». Он напомнил Блинкену, что Казахстан вместе с Россией входит в ЕАЭС, ОДКБ и СНГ.

С президентом и главой МИДа

С президентом и главой МИД

Отвечая на вопрос о вероятности военных поставок Китая в Россию, госсекретарь США сообщил, что все подобные попытки будут жестко пресекаться, не забыв упомянуть о вторичных санкциях к нарушителям. Словом, кнутов было больше, чем пряников, хотя и последние были. Точнее, был откровенный торг. Блинкен заявил, что понимает размер потерь, которые несёт и понесёт Казахстан, прекратив экономические контакты с Россией, и откровенно предлагал компенсировать потери. Торговался, как на базаре.

Выступал продавцом санкций и покупателем лояльности: «Мы выдаём специальные лицензии, работаем с партнерами и поддерживаем страны С5+1, чтобы они развивали новое торговое партнерство. Мы находим новые пути, новые экспортные рынки. Мы делаем все, чтобы появлялись новые партнеры и новые возможности для стран Центральной Азии», – говорил журналистам бодрый Тони, не конкретизируя, каких «новых партнеров» и какие «новые возможности» нашли американцы для Казахстана.

Казахская сторона отвечала, что санкций придерживается, следит за нарушителями, и напоминала гостям, что казахи ликвидировали своё торговое представительство в России.

Возможно, в индивидуальных коротких встречах Блинкен предлагал пряники тайного характера. Вашингтону кровь из носу необходимо восстановить растерянные после бегства из Афганистана присутствие и авторитет в Центральной Азии, не говоря о желании вернуть расторгнутый договор 1993 года о сотрудничестве с Бишкеком и тем паче о потерянных военных базах в Киргизии и Узбекистане. На пресс-конференции Блинкен даже загнул: якобы Вашингтон «первым признал казахстанский суверенитет» (первой была Турция).

Да, раньше Блинкен предлагал бы пряники послаще. Но Украина забирает слишком много и обещать особо нечего. Потому Блинкен спешит, показывая на плеть.

Накануне визита замгоссекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу говорил, что страны региона имеют длительные отношения с Россией и он не думает, что они будут прекращены в ближайшее время, «однако мы говорим с ними о роли, которую они могут сыграть». Что за роль? Трагичная роль Украины, превращаемой «в Афганистан»? Позорная роль трибалтийских вымиратов? А к чему, если почти все страны Центральной Азии, особенно Казахстан, уже выбрали многовекторную роль, то блистая, то вляпываясь в скандалы.

С американским госсекретарем блеснуть не удалось, но ведь и не вляпались.