Что после визита Александра Лукашенко в Иран?

Что после визита Александра Лукашенко в Иран?

Станет ли сотрудничество Минска и Тегерана одной из основ новой системы международных отношений

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Одним из элементов всеобщей трансформации системы международных отношений является процесс сближения стран, которые отказываются подчиняться «глобальному гегемону». Многие государства Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и даже Европы начали корректировать свою внешнюю политику. Показательны в этом отношении действия Белоруссии. За последний год официальный Минск сделал немало, чтобы стать одним из узловых государств в формирующемся многополярном мире. Одним из наиболее важных партнеров на данном пути в Минске видят Иран, столицу которого посетил Александр Лукашенко.

Интерес к расширению сотрудничества у Белоруссии и Ирана взаимный. Страны имеют тридцатилетнюю историю дипломатических, политических, торгово-экономических и иных отношений, а текущий год уже назван «годом белорусско-иранской дружбы».

Минск и Тегеран всегда подчеркивали, что разделяют принципы построения многополярного мира, незыблемость государственного суверенитета, равноправие и невмешательство во внутренние дела. Именно это было долгие годы основной их сотрудничества.

Усиление давления на Белоруссию после президентских выборов 2020 года, а затем начало СВО стали одними из главных причин интенсификации процесса сближения Минска и Тегерана. Значительными темпами и с ярко выраженной выгодой для Белоруссии начало расти двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. Если в 2021 году товарооборот составил только около $33 млн, то в 2022 году он уже превысил $100 млн, а белорусский экспорт вырос в 6 раз до млн $81 млн. Стало очевидно, что Иран крайне заинтересован в импорте некоторой белорусской продукции, которую ему трудно найти на мировом рынке, в том числе в калийных удобрениях, продуктах нефтепереработки, лесоматериалах. Здесь интересы Ирана полностью совпали с интересами Минска, так как Белоруссия после введения западных санкций и закрытия традиционных путей экспорта вынуждена искать новые рынки по всему миру.

Вместе с тем внимание Белоруссии к Ирану не ограничивается экономикой. Тегеран может и готов поделиться опытом обхода западных санкций. Иран вполне способен предоставить Белоруссии непосредственную помощь по данному вопросу, а также связать республику со своими партнерами, наработанными за десятилетия изоляции, устроенной Западом.

Кроме того, Белоруссия и Иран могут быть интересны друг другу и с точки зрения различных технологий, в том числе военного характера.

О возможности наращивания сотрудничества Ирана и Белоруссии в военно-промышленной сфере разговоры идут не первый месяц. Ряд западных СМИ ранее отмечали тот факт, что в ноябре пошлого года в составе белорусской правительственной делегации, посетившей Иран, находился председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Дмитрий Пантус. В том же ноябре 2022 года разведка Украины заявила, что имеет «данные» о проработке Минском и Тегераном вопроса о налаживании на белорусской территории производства артиллерийских и реактивных боеприпасов среднего и большого калибра. Связывалось тогда это с СВО. Никаких официальных подтверждений данной информации представлено не было, зато определённое беспокойство Вашингтона налицо. Как заявил официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс в связи с визитом Лукашенко в иранскую столицу, Белый дом видит в поездке белорусского лидера «в некотором роде продолжение углубления отношений Ирана и России» и «очень внимательно следит за этим».

В то же время поездка Александра Лукашенко в Тегеран 12-13 марта официально не имела никакого подтекста, который мог бы свидетельствовать о совместных действиях двух стран в связи с украинским кризисом. Белорусский лидер, встретившись с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, а также с первым вице-президентом Мохаммадом Мохбером, председателем Собрания исламского совета Мохаммадом-Багером Галибафом и верховным лидером Али Хаменеи, сделал упор на торгово-экономическом сотрудничестве, лишь однажды обмолвившись о необходимости создания совместных предприятий для производства высокотехнологичного оборудования. В Тегеране стороны подписали несколько совместных документов, которые касались различных аспектов сотрудничества, но речи о ВПК не шло.

Подписанная дорожная карта сотрудничества на 2023-2026 годы была представлена под грифом «Для служебного пользования». О ней стороны сообщили очень кратко, отметив, что документ предусматривает «взаимодействие и кооперацию в политической, экономической, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, СМИ, туризме и пр.».

Отсутствие подробной информации о белорусско-иранских отношениях, по-видимому, является главной причиной нервозности на Западе и на Украине. Там  уже сегодня можно услышать заявления о формировании новой «оси зла» Россия – Китай – КНДР – Белоруссия.

Необходимо признать, что будущее белорусско-иранских, как и российско-иранских отношений будет зависеть от решимости руководства этих стран и дальше противостоять растущему давлению со стороны США и их сателлитов. Вполне вероятно, что сотрудничество Минска и Тегерана станет одной из основ новой системы международных отношений, основанной на неприятии внешнего диктата.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru