О проблемах водно-энергетического комплекса Центральной Азии

О проблемах водно-энергетического комплекса Центральной Азии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Эффективное управление водно-энергетическими ресурсами в бассейне Аральского моря имеет стратегическое значение для стран Центральной Азии. В этом бассейне проживает 81% населения региона. Вопрос достаточности и истощения водных ресурсов стоит на повестке дня с середины 1980-х годов. Все климатические модели указывают на высокую вероятность дальнейшего ухудшения состояния водных ресурсов. Причина — не только изменение климата, но и прогнозируемое увеличение численности населения, сопровождаемое процессом урбанизации, рост сельского хозяйства и промышленности. Нагрузка на водные ресурсы продолжает расти и увеличится в некоторых регионах до величины в 2,8 раза к 2040 году.

В таких условиях эффективность использования воды приобретает стратегическое значение. Однако показатель эффективности водопользования на 1 куб. м в странах региона оценивается в коридоре от 84 центов в Кыргызстане до 7,2 долл. в Казахстане. В среднем — 2,5 долл. на 1 куб. м, что в 8 раз меньше средневзвешенного мирового значения (19,01 долл. на 1 куб. м) и свидетельствует о низкой эффективности водопользования.

Ключевых причин низкого уровня эффективности использования водно-энергетических ресурсов две. Первая — недоинвестированность водно-энергетического комплекса. Вторая — недостаточный уровень сотрудничества между странами Центральной Азии. Региональная интеграция и эффективное совместное управление водно-энергетическими ресурсами способны принести значительные выгоды всем. С 1992 года государства Центральной Азии предпринимают попытки наладить эффективное регулирование ВЭК ЦА в формате многосторонних региональных соглашений, двусторонних соглашений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАзЭС) и решить вопрос совместного управления водно-энергетическими ресурсами региона. Однако ни одна из этих попыток не достигла целей. Не удалось реализовать намеченные проекты по формированию общего рынка стран региона, созданию водно-энергетического консорциума по использованию трансграничных водных ресурсов и другие. Несмотря на то что перечисленные объединения, как и Международный фонд спасения Арала, получали поддержку со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР), других международных организаций и финансовых институтов, ни один из подготовленных в 1993-2010 гг. проектов соглашений по водно-энергетическому взаимодействию не был согласован странами региона.

В настоящее время открывается окно возможностей для существенного прогресса в кооперации в совместном управлении водно-энергетическими ресурсами Центральной Азии, и эти возможности поддерживаются главами государств. В 2017 году Узбекистан предложил механизм консультативных встреч глав государств, создания регионального экономического форума, учреждения ассоциации руководителей регионов и бизнес-сообществ центральноазиатских стран. Президент Казахстана К.-Ж. Токаев также высказался в пользу создания Международного водно-энергетического консорциума. На двусторонней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном и Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по вопросам совместного финансирования строительства Рогунской ГЭС и двух ГЭС на реке Зеравшан, восстановления параллельной работы национальных энергосистем, в том числе через Объединенную энергетическую систему Центральной Азии). Кыргызстаном, Узбекистаном и Казахстаном рассматривается возможность участия в проекте Камбаратинской ГЭС-1. Казахстан и Таджикистан обсуждают более тесное взаимодействие в развитии своих энергосистем.

Аналитиками Евразийского банка развития (ЕАБР) подготовлен доклад, в котором оценено состояние водных ресурсов Центральной Азии в условиях климатических изменений, детально изучена эволюция всех форм регулирования в ВЭК ЦА с советского периода до наших дней и рассмотрены лучшие международные практики. На основе исторического и международного опыта в докладе предложен набор из 5 возможных институциональных решений по регулированию водно-энергетического комплекса Центральной Азии…

Устраняются политические барьеры, долгое время препятствовавшие нормализации межгосударственных отношений в регионе. Так, в 2017 году, после 25-летнего перерыва, было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Ташкентом. Через год Таджикистан и Узбекистан отменили визовый режим, в том же году между странами было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Узбекистан восстановили железнодорожное сообщение: 21 июня 2022 года из Душанбе в Ташкент прибыл первый поезд. Вопрос о совершенствовании институционально-правовых механизмов сотрудничества стран Центральной Азии в водно-энергетической сфере всегда оставался на повестке переговоров глав государств и правительств региона, а также является темой для консультаций с международными организациями. 16 сентября 2022 года в Самаркандской декларации совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества было подчеркнуто, что нехватка безопасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам санитарии и возможности соблюдать здоровую гигиену являются серьезными проблемами.

Определённое развитие получило сотрудничество между государствами ЦА в формате ЕАЭС (Казахстан и Кыргызстан — полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблюдателя ЕАЭС с 11 декабря 2020 года). На фоне укрепления регионального сотрудничества в Центральной Азии открывается возможность для переформатирования архитектуры взаимоотношений в водно-энергетическом комплексе Центральной Азии и совместного решения проблем нарастающего дефицита водных и энергетических ресурсов.

Главными задачами в развитии интеграционных процессов и регионального сотрудничества в Центральной Азии остаются: устойчивое обеспечение населения качественной питьевой водой, а отраслей экономики — водно-энергетическими ресурсами. Необходимо дальнейшее совершенствование механизма сотрудничества для совместного использования водно-энергетических ресурсов региона, которое отвечал бы целям и интересам каждого государства.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru