Трамп станет могильщиком неолиберализма. Или нет?

Здравомыслящие американцы высказались против экономических неурядиц, бесконтрольной миграции и безумных экспериментов

Не менее значимым событием, связанным с предстоящим повторным воцарением Дональда Трампа в Белом lоме, стало поражение неолиберальной ортодоксии. Пока что, как формулировал автор одного из крупнейших полных собраний сочинений, «в одном отдельно взятом государстве». 

Одной из причин победы Трампа, более убедительной, чем ожидали даже поклонники самодеятельного политика-любителя, стал протест приверженцев консервативных нравственных норм поведения и общежития, в том числе и поборников семейных ценностей. 

Здравомыслящие американцы проголосовали против. Против дилентантов в правительстве, умеющих только запускать станок для печатания денег, обслуживать интересы ФРС и жадного банковского сообщества. Против явных и скрытых неоконов, в том числе внутри Демпартии, составляющих планы заморских интервенций, убийств по контракту, государственных переворотов и цветных революций. 

И не в последнюю очередь – против массированной мегафонной пропаганды расово-гендерных мифов, а заодно и непродуманной зелёной повестки. Мифы канонизируют противные человеческой природе мутации, в том числе и насильственные, а фетишизация возобновляемых источников энергии (ВИЭ) искусственно ускоряет не обеспеченный технологиями переход к низкоуглеродной экономике, что тормозит поступательное развитие и подрывает благосостояние граждан и целых регионов. Евросоюз – наглядное подтверждение.

Пробуждение молчаливого большинства в США во многом объясняет, почему воинственные и многоопытные кланы Демпартии проиграли и не сумели с помощью Камалы Харрис, напоминающей марионетку на ниточках, обеспечить четвертый срок правления Барака Обамы.

На предыдущих выборах в 2020 году больше половины избирателей (52%), отдавших голоса за Джо Байдена, были женщины. Демократы рассчитывали, что в своем большинстве американки только и мечтают о праве на аборт, а потому кампания Дональда Трампа за сбережение жизни эмбриона, как будущего человека, их отпугнет. Как полагал колумнист «Уолл-стрит джорнэл» Уильям А. Галстон, «если это случится, мисс Харрис победит». Расчёты не оправдались.

Демократы оказались профанами в экономике

Звучала критика в адрес Харрис и ее политтехнологов, что они мало внимания уделяют заманиванию в свой лагерь синих воротничков, простых работяг, включая «красношейных» (rednecks) фермеров, которые потянулись к Трампу, как более понятному для них политику. 

Ставка на белых воротничков и представителей зажиточного среднего класса, а это к ним в основном апеллировала пропагандистская машина неолибералов, с самого начала была сомнительна. Именно эта социальная категория оплачивает все пертурбации в экономике и к тому же все последние десятилетия неуклонно истончается.

Вдобавок для думающей публики, для интеллектуалов, которые пока не перевелись на просторах, где некогда паслись одни бизоны, идеологические установки неолибералов, называющих себя «прогрессистами», вызывают недоумение и отторжение. 

Энди Кэсслер, колумнист The Wall Street Journal, считал, что предлагаемый демократами контроль за ценами, чтобы справиться с инфляцией в 9%, спровоцированной напечатанными администрацией Байдена-Харрис 6 триллионами необеспеченных долларов, это полная глупость. Кэсслер, которого его оппоненты клеймят как «фанатика, расиста и белого супрематиста», называл эту идею-фикс «первым признаком экономической неграмотности».

Язвительный скепсис у Кэсслера вызывала идея неолибералов повысить подоходный налог с 37% до 39,6%, а корпоративный налог с 21% от 28%, а также ввести субсидии для получения жилья, льготы на детей и кредиты для стартапов. Напомнив, что «90% стартапов терпят неудачу», автор задавался вопросом: «Как всё это будет оплачено?»

Аналитик Марк Пенн на сайте Фокс Ньюс приводит довод, почему синие воротнички поддержали кандидата от республиканцев, а не от демократов. Трамп, констатирует автор, «смог найти подход к избирателям из рабочего класса, которые чувствуют себя обделенными программой демократов, которые им предлагают подачки, а не новые возможности, а также больше озабочены изменением климата, чем снижением цен на энергоносители» (Trump… was able to speak to the working class voters who feel left out of a Democratic agenda that offered handouts rather than opportunities and cared more about climate change rather than lower energy prices).

Триумф Трампа, считает Марк Пенн, – «это победа американцев, которые чувствуют себя брошенными элитами и Демократической партией, которая слишком далеко отдалилась от сердцевинной Америки» (Trump’s victory is a victory for the Americans who feel abandoned by the elites and a Democratic Party that moved too far from mainstream America).

Какая ирония судьбы: республиканцы, которых в прежние времена рассматривали как обслугу большого капитала, обретают ореол защитников интересов рабочего класса. Вот что животворящий системный кризис рыночного капитализма творит!

Трансреформация пожирает семьи

Не меньшую, если не большую неприязнь среди приверженцев традиционных ценностей, среди тех, кого характеризует устойчивое словосочетание «законопослушные и богобоязненные» (law-abiding and god-fearing), вызывает одержимость неолибералов. 

Эта публика не только агрессивно пропагандирует Критическую расовую теорию, замещающую идеологию патриотизма, но и разрушает первооснову государства – семью, навязывает гендерную повестку, задуманную (вспомним откровения Билла Гейтса и Клауса Шваба) как способ сократить народонаселение в интересах олигархов.

Летом 2022 года Эбигейл Шриер, журналистка газеты The Wall Street Journal, готовилась выпустить книгу на основе своего исследования взрывной темы: почему девушек-подростков охватила эпидемия смены пола и кто за этот ответственен. Стоит привести фрагмент из книги, вызвавшей фурор у читателей и гонения со стороны влиятельной трансгендерной мафии:

«Всё это выплескивается из Интернета. Бесконечное множество наставников–трансгендеров обучают подростков искусству вхождения в новую гендерную идентичность, учат, что носить, как ходить, что говорить. Они указывают какие онлайн-компании продают лучшие биндеры для груди (одежда для сжатия груди, которую носят под одеждой); какие фирмы отправляют их бесплатно и гарантируют неброскую упаковку, чтобы родители никогда об этом не узнали; как убедить врачей поставлять гормональные препараты; как обмануть родителей – или, если они сопротивляются вашей новой идентичности, как полностью “оторваться”».

Первый потенциальный издатель книги отказался ее публиковать. Один известный рецензент с академическими регалиями предложил ее сжечь. Эбигейл Шриер осудила то, что она назвала «установлением тирании», и пришли к грустному выводу: «Вот как выглядит цензура в Америке 21-го века. Это не правительство посылает полицию в ваш дом. Это олигополисты Силиконовой долины... отправляют неблаговидные для них идеи в провалы памяти. Слуги цензуры побеждают».

Книга все же была отпечатана. Всегда есть обходные и альтернативные маршруты. Обидно, что истине приходится ими пользоваться.

Маятник качнулся обратную сторону

Весной 2024 года Университет Флориды стал застрельщиком в очищении учебных программ от внедренных в них неолибералами курсов по «Разнообразию, равенству и инклюзивности» (Diversity, equity, and inclusion), поскольку в их основу положена идея предоставления преимуществ национальным меньшинствам и представителям «72 гендеров» как якобы ущемленных в своих правах.

Губернатор штата Флорида Рон Десантис пообещал, что будет урезать бюджетное финансирование тем учебным заведениям, которые нанимают преподавателей, собирающихся воспитывать учеников в духе «квир-теории» или «интерсекционального феминизма». 

Попутно запрещена ЛГБТ-пропаганда* (движение ЛГБТ признано Верховным судом России экстремистской организацией) и преподавание так называемых «афроамериканских исследований», построенных на утверждении, что США по своей сути было и есть расистское государство, а потому, мол, все ныне живующие белые люди обязаны платить и каяться, а затем снова каяться и платить.

Вместо неолиберальных догм, расшатывающих и без того хрупкое единство сложно-композитной американской нации, во Флориде намерены воспитывать молодое поколение на «американских ценностях» и «традициях западной цивилизации». А попечительские советы будут следить за тем, чтобы в школьных программах не велась огульная и безапелляционная критика белых людей, особенно тех, кто ассоциирует себя с христианской религией.

47-й президент и постлиберальная реальность

Возвращение Трампа на волне консервативных настроений в обществе, хотя и расколотого практически на две равные половины, способно стать триггером целого ряда очистительных процессов. 

Это вполне ожидаемо, по мнению директора института «Царьград», философа Александра Дугина, который провидит ряд «совершенно неожиданных явлений в политике». Цитата: «Джей Ди Вэнс, вице-президент США, заявил о том, что наступает эпоха постлиберальных правых. Это именно то, что надо. Никакого альянса правых с либералами. Только традиционные ценности».

«Попытки двигать расово-гендерную повестку вполне ожидаемо привели демократов к тотальному поражению. Ведь и Харрис всю ее жизнь тащили верх по квоте, а не за таланты», – отмечает в свою очередь известный политолог Малек Дудаков. По его мнению, «это отрицательный отбор элит в чистом виде, который олицетворяет собой ускоряющийся упадок либеральной части Америки».

Расово-гендерное безумие, нацеленное на переворачивание социальной пирамиды с вознесением на ее вершину интересов меньшинств, породило сопротивление консервативно-здравомыслящих граждан, которые в условиях меняющегося расово-демографического состава населения США уже вряд ли могут претендовать на звание большинства. Впрочем, это не помешало им взять знаковый реванш на федеральных и местных выборах, выбрав... нормальность, пусть и с оговорками.

Джерард Бейкер, один из редакторов газеты The Wall Street Journal, выносит приговор демократам последнего призыва во главе с Обамой, Клинтон, Байденом и Харрис: «Они распространяли антинаучную чепуху о “гендере” и антиисторическую чепуху о расе, которые нанесли новые раны нашей социальной структуре и вновь вскрыли старые шрамы» (They propagated antiscientific nonsense about “gender” and antihistorical nonsense about race that have inflicted new wounds on our social fabric and reopened old scars).

Стоит обратить внимание на два оценочных эпитета, отобранных Бейкером для характеристики деструктивной идеологии неолибералов: «антинаучная» и «антисторическая» чепуха.

Обозреватель Коллин Пруэтт на сайте издания «Американский консерватор» накануне триумфа 78-летнего политика-миллиардера в неизменно красном галстуке, предвосхищал последствия:

«Политическое возвращение Трампа станет величайшим событием в нашей национальной истории и нанесет решающий, сокрушительный удар по разлагающемуся неолиберальному мировому порядку» (Trump’s political comeback would be the greatest in our national history, delivering a decisive, shattering blow to the decaying neoliberal world order). 

Далее следовало еще одно предсказание: «Если глубоко реакционная кампания Камалы Харрис провалится, Соединенные Штаты вряд ли когда-либо изберут на пост президента другого неолиберала» (Should Kamala Harris’s deeply reactionary campaign fail, it is unlikely the United States will ever elect another neoliberal to office).

Сбудутся ли эти два пророчества? Возможно. Прервёт ли Трамп расползание неолиберальной ненормальности? Неведомо. Действительно ли американцы проснутся после инаугурации Трампа 20 января в новой – постлиберальной реальности – или нет? Как знать...