Председатель правительства Польши Дональд Туск и президент Франции Эммануэль Макрон подписали 9 мая в г. Нанси договор о дружбе и тесном сотрудничестве, который содержит положения о партнёрстве в области безопасности.
Документ заменит предыдущий договор, подписанный в 1991 г. Варшава и Париж считают его устаревшим. Новый договор частично совпадает с договорами, которые французы заключили с Германией в 2019 г. и Испанией в 2023 г., и содержит положение о взаимной военной поддержке, в случае если одна из сторон подвергнется нападению.
Французский президент Эммануэль Макрон назвал документ историческим и обратил внимание, что его подписание произойдёт в символическом для польско-французских отношений месте – в 1736 г. в Нанси нашёл приют польский король Станислав Лещинский. Макрон подчеркнул, что подобное всеобъемлющее соглашение Франция впервые подписывает с государством, которое с ней не граничит.
«Договор в Нанси – символ пробуждения Европы в сфере стратегической обороны. Нам нужна единая, сильная и конкурентоспособная Европа. Франция и Польша могут внести [в достижение этой цели] большой вклад. На нас лежит ответственность за мир и безопасность на нашем континенте, так как их подрывает российское нападение на Украину...», – отметил Макрон.
«Мы вложили наши сердца и наше время в то, чтобы этот договор стал переломным событием нашей истории. Не бывает единой Европы без дружбы, солидарности и польско-французского сотрудничества... Мы продолжим работу для достижения справедливого и скорейшего мира на Украине», – добавил Туск.
Первым шагом на пути реализации пунктов договора станут польско-французские учения войск специального назначения. Военная составляющая является главной в данном документе. Также он предусматривает партнёрство Парижа и Варшавы в области ядерной энергетики. Поговаривают, что Польша просит Париж взять её под французский «ядерный зонтик», но Макрон не готов на такой шаг.
Сближение Парижа и Варшавы проходит в рамках стратегии укрепления Европы ввиду ослабления внимания к ней со стороны Вашингтона и действительно имеет исторические прецеденты. В XVIII – XIX вв. поляки видели в Париже геополитическую опору в их борьбе против Российской империи. Французы инициировали польские восстания 1830 и 1863 гг., чтобы отвлечь внимание России от Европы. В ту пору поэт Адам Мицкевич в поэме «Дзяды» написал: «Что француз придумает, то поляк полюбит». В XIX в. поляки охотно участвовали в колониальных войнах Франции на о. Гаити и во вторжении Наполеона в Испанию и Россию, заплатив за это десятками тысяч жизней польских солдат.
Во Франции тогда издавались русофобские сочинения Франтишека Духинского о том, что русские не славяне, а помесь финно-угров, тюрок и монголов и потому не имеют отношения к Руси, ибо Русь – это только Украина и Белоруссия, а Украина и Белоруссия – это Польша. В советское время во Франции выходил журнал польской эмиграции «Культура» Ежи Гедройца, пропагандировавший доктрину ULB (Украина – Литва – Белоруссия). Её смысл – в достижении самостийности упомянутых республик СССР с целью превращения в «санитарный кордон» между Европой и Россией.
Сегодня Польша снова ориентируется на Францию ввиду заявлений Вашингтона, что США не могут более выступать безусловным гарантом европейской безопасности. Надёжность сотрудничества с американцами по линии военно-промышленного комплекса тоже под вопросом. Польша тратит на оборону 4,07% ВВП (самый большой показатель в НАТО) и готовится к модернизации военно-воздушных сил, которая наверняка пройдёт с участием французских фирм. Это снизит долю участия американского капитала. Договор с французами – сигнал Варшавы внешнеполитическим союзникам, что, кроме США, у неё могут быть другие могущественные партнёры.
Франция стремится к лидерству в континентальной Европе, и Польша готова поддержать французские амбиции.
В данном случае Франция для Польши выступает в качестве противовеса Германии, с которой у поляков традиционно непростые отношения. Франко-германское сотрудничество и совместные заявления Парижа и Берлина о готовности взять на себя ответственность за будущее Европы не исключают скрытой конкуренции за влияние на континенте. Польше выгодно наращивать сотрудничество и с Парижем, и с Берлином, но у последнего нет ядерного оружия, и немцы не готовы ввести войска на Украину в отличие от Макрона.
Союз с Парижем на текущий момент даст Варшаве гораздо больше, чем союз с Германией. Квинтэссенция внешней политики Польши заключается в т. н. восточном вопросе. В польском языке это означает вопрос о распространении польского влияния на Украине и в Белоруссии в ущерб российскому культурному и политическому присутствию. Франция, стремясь к лидерству в Европе, тоже заинтересована в ослаблении российского влияния. Таким образом, геополитические чаяния Парижа и Варшавы совпадают – соорудить на пути «из России в Европу» заслон в виде русофобских режимов на Украине и в Белоруссии. С Белоруссией не вышло, попытка госпереворота в 2020 г. в Минске провалилась. Вся надежда у Варшавы и Парижа теперь на Украину, превращённую киевским режимом в инструмент сдерживания России.
В 1920-х гг. Польша проводила похожую политику. В советско-польскую войну в польских штабах заседали французские генералы, польская армия воевала французскими ружьями, пулемётами и пушками. Целью Варшавы в той войне был возврат «восточных кресов» – территорий за восточной границей Польши, захваченных Речью Посполитой в прошлые века. Стремления Польши отвечали тогдашним стремлениям Франции, поскольку «восточные кресы» при условии польского контроля над ними служили буфером между Европой и Советской Россией.
Сегодня Польша делегирует часть геополитических полномочий киевскому режиму, полагаясь на него в деле нанесения стратегического ущерба России. То же самое делает Франция. Последней сближение с Польшей выгодно тем, что позволяет создать плацдарм французского влияния за восточной границей Германии и ограничить Берлину пространство для геополитического манёвра. С запада перед немцами – Франция, с востока – профранцузская Польша.
В такой ситуации следует ожидать активизации немецкой дипломатии на украинском направлении. Польские геополитики всегда указывают на риск прогерманской ориентации самостийной Украины через голову Польши. Для Берлина прогерманская Украина – средство ослабления французского контроля над Восточной Европой, в том числе Польшей, которая ставит своё геополитическое самочувствие в прямую зависимость от степени польского влияния на Украину.
В Восточной Европе складывается сложный механизм сдержек и противовесов с участием ведущих европейских держав и с учётом развития обстановки на Украине. Париж и Варшава хотят руководить данным процессом.