«Удар по русской культуре не имеет смысла», – заявил 10 июня на страницах газеты Corriere della Sera известный итальянский журналист Гоффредо Буччини, указывая на «абсурдность дебатов о возможности бойкотировать российских деятелей культуры», которые произошли в Италии и в других странах после начала СВО на Украине.
«Война с культурой? Ошибочная полемика против российских мастеров культуры», – отмечает он, – указывая, что «удар по русской культуре не имеет смысла, талант и искусство представляют собой лучшую часть народа, что нельзя списать даже во время войны».
Это вовсе не означает, что эта русофобская сегодня газета и автор статьи вдруг переобулись и перешли на сторону Москвы в конфликте на Украине. Указывая на абсурдность бойкота русской культуры, тот же Буччини в своей статье, как подчёркивает издание, «решительно осуждает Путина и поддерживает Украину». Но при этом он все-таки признает провал попыток «культурного бойкота». А само появление такой статьи в авторитетной итальянской газете – признание капитуляции русофобов. Оказалось, что русская культура оказалась сильнее пушек и пулеметов и запретить ее просто невозможно.
«Фавориты Владимира Путина из мира музыки снова оказались в центре внимания: они возвращаются в оркестры и на сцены по всей Европе», – пишет европейское издание американской газеты Politico, тоже признавая неодолимую силу российской культуры. «Даже, – признает издание, – когда российские армии вторгались в Европу в прошлом столетии, ее музыка струилась в театрах и концертных залах по всему континенту, а страстные дирижеры и роскошные сопрано становились ведущими послами российской культурной мощи».
«С распадом Советского Союза российская опера и балет по-прежнему занимали незыблемое место в культурной жизни Европы, – продолжает Politico. – Так же продолжалось и после того, как Москва присоединила Крым в 2014 году. Но все резко прекратилось зимой 2022 года, когда Кремль развернул спецоперацию на Украине. В знак солидарности с Киевом мир классической музыки отменил российские концерты, прекратил ставить даже такие основополагающие произведения, как “Щелкунчик” и “Лебединое озеро”, а также бойкотировал исполнителей, близких Президенту Владимиру Путину, – все это делалось в рамках обширной “дерусификации” европейского искусства».
Однако, как говорится, не долго музыка играла. Как вынуждена признать американская газета, три года спустя крупнейшие российские звезды «возвращаются в оркестры и на сцены по всей Европе. Это победа для Москвы», – констатирует Politico.
И действительно, культурный «железный занавес» падает. Как сообщается, в следующем году знаменитый Валерий Гергиев собирается дать несколько концертов в Барселоне с оркестром Мариинского театра в программе Ibercámera, чьим спонсором числится фонд ЕС “Новое поколение” – флагманская программа мер блока по восстановлению после пандемии. Организатор мероприятия Хосеп Мария Прат сообщил испанскому изданию El País, что никаких юридических препон для участия Гергиева нет, и выразил надежду, что музыка “послужит мостом к объединению, а не поводом для войны”.
Однако в Киеве и русофобы в Брюсселе свое поражение признать никак не хотят и требуют продолжения бойкота. Столкнувшись с возвращением на европейские сцены российских деятелей культуры, Украина и ЕС призывают престижнейшие оперные театры и самых именитых антрепренеров континента держать круговую оборону против Москвы. Министр культуры Украины Николай Точицкий заявил, что европейской художественной сцене предстоит “хорошенько подумать”, прежде чем зазывать российских исполнителей обратно, и назвал реабилитацию российской культуры, не дожидаясь окончания спецоперации, “очень рискованной”.
“Когда в вашей стране происходят масштабные российские культурные мероприятия, это сразу же становится почвой для дезинформаций и подготовки дальнейшей агрессии. Этому учит наш собственный опыт”, – сказал министр, не уточнив, каким образом музыка или пение могут подготавливать «агрессию». Тем более, ничего не сказав о том, что в России, несмотря на СВО, никто украинские песни, музыку или украинских писателей и не думал запрещать. Как, впрочем, и европейскую культуру, хотя объединенная Европа и воюет сейчас против нас на Украине.
Но в Киеве считают иначе. Так украинский режиссер Евгений Лавренчук заявил, что “сегодня мы не можем стоять на одной сцене с русскими, ни при каких обстоятельствах, потому что другие этим воспользуются, чтобы провозгласить дружбу украинского и русского народов, – сказал он. – Кто-то скажет, что политики воюют где-то сами по себе, но простые люди – славянские братья. Этого допустить нельзя”. Сказал Лавренчук, как видно, не понимая, что высек сам себя, показав, что Украина любой ценой хочет продолжать войну, смертельно опасаясь, что благодаря культурным связям российский и украинский народы снова могут стать братьями.
Тем не менее ему и украинскому министру поддакивает европейский комиссар по культуре Гленн Микаллеф, который заявил, что “на европейских сценах нет места тем, кто поддерживает эту агрессивную войну против Украины”.
Однако как бы ни суетились русофобы Брюсселя, многие в Европе уже давно выступают против «железного занавеса» в культуре. Когда еще в 2022 году в миланском университете «Бикокка» решили отменить в связи с событиями на Украине курс лекций о Достоевском профессора Паоло Нори, то это обернулось настоящей бурей возмущения. Как сообщала Corriere della Sera, на Нори уже посыпались приглашения из других университетов Италии – от Павии до Сиены – для прочтения лекций о Достоевском. Студенты, которым Нори преподает русскую литературу, написали: «Достоевского, столпа мировой литературы, нельзя вдруг сбросить со счетов только потому, что он русский… В душераздирающий момент для человечества мы считаем, что русская литература – это наркотик, а не яд». И еще: «Мы воздерживаемся от любой цензуры. Руки прочь от русской литературы, руки прочь от Достоевского», – цитировала их заявление Corriere della Sera.
Поддержали Нори и его коллеги-ученые. Так, Томазо Монтанари, ректор Сиенского университета для иностранцев заявил: «Запретить теперь отношения с русскими учеными или даже с русской культурой означает больше не знать, что такое университет». Горой вступились за Достоевского видные политики и политические партии Италии.
«Это – чистое безумие, – заявил сенатор Риккардо Ненчини. – Миланский университет Бикокка отменяет лекции Паоло Нори по Достоевскому. Даже русские писатели, которые умерли десятилетия назад, пугают. Бедный университет и бедные мы! Я, прочитавший и перечитавший "Братьев Карамазовых" и "Преступление и наказание", предложил бы ректору этого университета перечитать "Идиота"», – написал сенатор в соцсетях.
«Запретить изучать Достоевского в знак протеста против Путина – значит сойти с ума. В это время нам нужно учиться больше, а не меньше: в университете нам нужны преподаватели, а не бездарные бюрократы», – указал бывший премьер-министр Италии, лидер партии «Италия Вива» Маттео Ренци, который объявил о внесении по этому поводу парламентского запроса.
А художник Йорит Агоч нарисовал в знак протеста мурал с изображением Федора Достоевского на стене Технико-индустриального института в пригороде Неаполя. Такова была его реакция на решение Миланского университета Бикокка закрыть курс лекций о русском писателе.
В итоге плотина запретов прорвана. На западных сценах снова может выступать Гергиев, которого на Западе именуют «сторонником Путина». Снова возвращается в европейские и американские театры Анна Нетребко. В феврале этого года она впервые выступила в США после начала спецоперации во флоридской опере Палм-Бич, а сентябрьское исполнение “Тоски” Пуччини в лондонской Королевской опере станет ее возвращением в Европу. Ее график на следующие полтора года изобилует концертами в Старом Свете – от Берлина до Цюриха. Несмотря на заявленный послом Украины официальный протест словацкому правительству, апрельский концерт Нетребко в Братиславе прошел при полном аншлаге.
Правда, для этого примадонне пришлось пойти на осуждение спецоперации. По этой причине глава Государственной думы Вячеслав Володин обвинил Нетребко, у которой, помимо российского, имеется и австрийское гражданство, в предательстве России. По его мнению, она осудила спецоперацию “в погоне за деньгами” и в надежде “сохранить престижные концертные площадки”. “Голос есть, а совести нет. Жажда обогащения и славы перевесила любовь к Родине”, – негодовал он у себя в Telegram.
«На самом деле, – с возмущением писала самая популярная в Италии газета Repubblica, – мы присутствуем при цивилизационном крахе планетарного и невиданного доселе масштаба: сегодня, чтобы выступать, дирижировать, исполнять (завтра – чтобы выйти на сцену, рисовать, участвовать в выставках) требуется публично, во всеуслышание, во-первых, отречься от собственной страны и, во-вторых, принести клятву верности атлантистским элитам – и тоже публично и во всеуслышание. На весь мир».
Однако и эта плотина русофобии рушится. Дирижера-патриота Гергиева испанцы пригласили вопреки запретам из Брюсселя. А Паоло Нори все-таки смог прочитать свои лекции о Достоевском. Тем более что в безумном гонении нынешних лидеров Европы на культуру России все-таки присутствует изрядная доза лицемерия. Это стало очевидным, когда, несмотря на бушующую в Европе русофобию и яростные протесты посольства Украины, в легендарном театре «Ла Скала» в Милане в 2022 году с триумфом прошло представление оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», в которой заглавную роль исполнил бас из России Эльдар Абдаразаков. Но самое удивительное, что на этой «запретной» премьере присутствовал весь европейский бомонд, включая президента Италии Серджо Маттереллу и главу Еврокомиссии Урусулу фон дер Ляйен.
«Мы должны чтить русскую культуру», – заявила тогда известная своей русосфобией фон дер Ляйен, объясняя удививших многих свое появление на премьере русской оперы. Однако тут же, как бы оправдываясь, она все-таки добавила: «И не позволяйте Путину уничтожить это прекрасное культурное наследие». Ничего глупее, конечно, произнести было нельзя, потому что именно Президент России всегда выступал и выступает за его сохранение. Впрочем, слышать всякие нелепости от главы Еврокомиссии уже давно стало привычным делом.
Присутствовала тогда на премьере и новый премьер-министр Италии Джорджия Мелони. Комментируя появление на премьере в Милане русской оперы, глава правительства в свою очередь заявила: «Моя позиция в отношении вторжения в Украину ясна и резка, но мы не против русского народа, эти два плана должны быть разделены. Я думаю, что культура – это другое дело», – сказала премьер, добавив, что итальянцы «не держат зла на русский народ и русскую историю».
Ну как тут не вспомнить слова нашего великого Достоевского, которого тоже пытались запретить, о том, что красота спасёт мир. Но сначала его должны спасти наши солдаты на полях сражений на Украине. Только тогда русофобы потерпят окончательное поражение.