Развязанная 13 июня Израилем война, уже безо всяких оговорок, с Ираном, следуя своей неумолимой логике, приближается к тому моменту, когда из двусторонней она может превратиться в конфликт мирового масштаба. Тегеран после понесённых им многочисленных жертв, в том числе среди мирного населения, и разрушений ряда военных, исследовательских и промышленных объектов приближается к тому моменту, когда он может объявить о закрытии для международного судоходства стратегически важного Ормузского пролива.
Судоходный проход через Ормузский пролив
Учитывая, что Израиль в пропагандистско-психологических целях явно переоценил нанесённый им ущерб иранским ракетным силам и недооценил способность Ирана к нанесению ответного удара, о чем свидетельствуют пылающие израильские города, последнему это вполне по силам. Особенности данного пролива Персидского залива таковы (39 км ширины в самой узкой части, из которых судоходный проход в обе стороны составляет лишь около 2,5 километра в каждую, разделённую друг от друга 5-километровой буферной зоной), что Ормуз легко может быть перекрыт элементарными «мавиками» и FPV-дронами из скальных укрытий. Подобные аппараты, как известно, запускаются ежедневно тысячами по обе стороны российско-украинского фронта, и их запас у иранской армии может составлять сотни тысяч, если не миллион.
Иранский беспилотник над авианосцем США «Дуайт Д. Эйзенхауэр» в Ормузе
Британский эсминец-разведчик, наводивший авиацию Израиля в ходе нынешних атак и выпровоженный флотом Ирана из Ормузского пролива
Ормузский пролив – водный путь, соединяющий Персидский залив с Индийским океаном, на северном берегу которого расположен Иран, а на южном – Объединённые Арабские Эмираты и Оман. Его длина составляет почти 167 км, а небольшая глубина делает суда также уязвимыми для мин или перехвата высокоскоростными патрульными катерами. В 2024 году танкеры перевозили через пролив почти 16,5 млн баррелей сырой нефти и конденсата в день из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирана, или около 30% мировых поставок, согласно данным, собранным Bloomberg. Пролив также имеет решающее значение для сжиженного природного газа, или СПГ, пропуская через себя за тот же период более пятой части мировых поставок — в основном из Катара.
Саудовская Аравия, например, экспортирует через Ормузский пролив преобладающую часть своей нефти, хотя она может частично перенаправить потоки, используя трубопровод протяженностью 1200 км через королевство к терминалу на Красном море. ОАЭ могут также лишь частично обойти пролив, отправляя 1,5 миллиона баррелей в день по трубопроводу со своих нефтяных месторождений в порт Фуджейра в Оманском заливе. Часть иракской нефти поставляется морем из турецкого порта Джейхан, но 85% проходит через пролив, что делает страну в значительной степени зависимой от свободного прохода. У Кувейта, Катара и Бахрейна нет другого выбора, кроме как отправлять свою нефть по этому водному пути.
Узкие горла мировых поставок нефти
Пока Иран полностью никогда не закрывал пролив и лишь время от времени захватывал отдельные суда, указывая на связь с израильским владельцем в качестве мотива. В апреле 2024 года, за несколько часов до запуска беспилотников и ракет по Израилю, Корпус стражей исламской революции, например, захватил контейнеровоз MSC Aries, связанный с Израилем, недалеко от Ормузского пролива. По данным отраслевого издания Lloyd’s List, в следующем месяце Иран освободил экипаж судна.
В мае 2022 года Иран захватил два греческих танкера и удерживал их в течение шести месяцев, предположительно в ответ на конфискацию греческими и американскими властями иранской нефти на другом судне. В конечном итоге груз был возвращен, а греческие танкеры освобождены.
Иранские морпехи
Во время войны 1980-88 годов между Ираком и Ираном иракские войска атаковали нефтяной экспортный терминал противника на острове Харг, к северо-западу от пролива, отчасти для того, чтобы спровоцировать ответные действия Ирана, которые втянули бы США в конфликт. Впоследствии, в ходе так называемой танкерной войны, обе стороны атаковали 451 судно. Это значительно повысило стоимость страхования танкеров и способствовало росту цен на нефть. Когда в 2011 году против Ирана были введены санкции, он пригрозил перекрыть пролив, но в конечном итоге отступил. Нефтетрейдеры сомневаются, что страна полностью перекроет пролив, потому что это помешало бы Ирану экспортировать собственную нефть. У него есть экспортный терминал в Джаске, в восточной части пролива, который был официально открыт в июле 2021 года. Этот объект позволяет Тегерану отправлять небольшое количество своей нефти в другие страны, не используя водный путь, а его резервуары для хранения нефти постепенно заполнялись в конце прошлого года. Но в условиях тотальной войны он все же может пойти и на перекрытие пролива, к чему в Тегеране уже призывают власти многие депутаты Меджлиса и другие политические деятели.
Иранский адмирал указывает на возможности страны в Ормузском проливе
Во время войны между Ираном и Ираком Саддама Хусейна ВМС США прибегли к сопровождению судов в Персидском заливе. В 2019 году они направили в регион авианосец и бомбардировщики B-52. В том же году в ответ на воспрепятствование Ираном судоходства США начали операцию «Сентинел». Десять других стран, включая Великобританию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, позже присоединились к операции, известной теперь как Международная структура безопасности на море. С конца 2023 года большая часть внимания к защите судоходства переключилась с Ормузского пролива на южную часть Красного моря и Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий его с Аденским заливом и Индийским океаном.
Теснота в Ормузском проливе
В ходе нынешнего конфликта еще за несколько дней до его начала Великобритания выпустила предупреждение для моряков, заявив, что усиление напряжённости в регионе может повлиять на судоходство. Компания Frontline Ltd., один из крупнейших в мире операторов нефтяных танкеров, заявила, что будет более осторожно предлагать свои суда для перевозки грузов из Персидского залива. Это говорит о том, что о предстоящей операции, по всей видимости, были осведомлены не только американцы, но и британцы.
И их опасения не беспочвенны. Государственные СМИ Ирака сообщают, что министр иностранных дел страны Фуад Хусейн позвонил министру иностранных дел Германии и предупредил о возможности «закрытия Ормузского пролива», предупредив, что это может привести к росту цен на нефть до 200–300 долларов за баррель. Потрясения для всей мировой экономики в этом случае гарантированы. Некоторые страны могут попытаться разблокировать пролив силой, что неизбежно придаст разразившемуся кризису более широкий масштаб.
ВМС США в Персидском заливе
Трамп предупредил иранцев, что США выступят на стороне Израиля – «отворят для них врата ада» в его лексике – в том случае, если Тегеран будет наносить удары по американским базам в регионе. Отдельные поражения в них со стороны неведомых беспилотников, в частности в Ираке, уже отмечаются. Определить точно, кто их наносит, достаточно сложно. Это могут быть не подконтрольные никому группы боевиков или, как предполагают некоторые эксперты, «спящие ячейки» «Моссада» по типу тех, которые действовали в глубине иранской территории. Цель – спровоцировать Вашингтон активно вступить в боевые действия на израильской стороне, о чем Нетаньяху, при всех успехах чувствующий ограниченность своих ресурсов, буквально «умоляет» его с самого их начала.
Трудно сказать явится ли таким же казусом белли для Трампа и возможное перекрытие Ираном Ормузского пролива? Пока он на этот счёт никак не высказывался. Ведь прекращение оттуда поставок арабских нефти и сжиженного газа в Европу не просто приведет к колоссальному росту цен на них, но и окончательно посадит ее на соответствующую иглу американских сланцевых резервов, к тому же с очень хорошей прибылью для Соединённых Штатов. Для американского президента в сложных условиях сведения бюджета страны, возможно, это было бы не таким уж плохим вариантом.