Варфоломей Константинопольский: патриарх мёртвого города

Кому и зачем понадобился украино-греческий меморандум о сотрудничестве в религиозной сфере?

18 июня в резиденции Митрополита Киевского и всея Украины на территории Национального заповедника «Святая София Киевская» был подписан меморандум о сотрудничестве между Украиной и Грецией в религиозной и теологической сферах, сообщил преданный голос Фанара Orthodox Times. Чем интересен документ? Тем, что «знаменует собой новую главу в развитии двустороннего сотрудничества в духовной и образовательной сферах» и «предусматривает широкий спектр совместных инициатив, включая предоставление богословской литературы для украинских библиотек». Нет сомнений в том, что «первым богословом от Фанара» станет митрополит Элпидофор, ключевая фигура Константинопольского патриархата в организации украинского церковного раскола. С ведома патриарха Варфоломея Элпидофор на протяжении многих лет негласно встречался и вел переговоры с лидерами украинских раскольников и подтолкнул патриарха к роковому решению учредить «украинскую автокефалию». За свои «труды» в 2008 году он получил высшую украинскую награду – орден князя Ярослава Мудрого V степени от Ющенко, а в 2019-м, после завершения этого антиканонического и антироссийского проекта, такой же орден от Порошенко. 

Назначение митрополита Элпидофора на американскую кафедру в 2019 году было предсказуемо: он давно обеспечивал регулярную связь Фанара, Вашингтона и Киева и потому был наиболее вероятным кандидатом на эту должность, фактически вторую по значимости после самого Константинопольского патриарха. Проследить тут вашингтонский след не составляет труда: в 1948 году именно американский архиепископ Афинагор (Спиру), известный своими ультраэкуменическими взглядами, был избран Константинопольским патриархом. Именно тогда Константинополь и Госдеп США нашли друг друга. Опасаясь усиления советского влияния на Балканах и в Турции, спецслужбы США через греческие и турецкие власти вынудили Константинопольского патриарха Максима V (Вапордзиса) уйти в отставку. А вместо него и поставили Афинагора, которому Гарри Трумэн выделил свой личный самолет для перелета. Вот что писал о новом патриархе американский генконсул в Турции Роберт Макарти: «В ходе моего первого официального визита Афинагор большую часть своего времени уделил выражению любви и восхищения в адрес Соединенных Штатов. Он дошел того, что заявил, что краеугольный камень его деятельности как патриарха – продвижение американских идеалов. Выражение им восхищения США порой было настолько неуместным, что вызывало у меня смущение».

В сравнении с патриархом Афинагором нынешнему архиепископу Элпидофору не нужен самолёт. И в идеологию «константинопольского папизма» он внёс гораздо больший вклад, чем сам патриарх. Именно он был автором официального ответа Константинопольского патриархата на «Позицию по проблеме первенства во Вселенской Церкви», принятую 25 декабря 2013 года Священным синодом Русской православной церкви, пафосно названный им «Первый без равных». 

Как хорошо известно любому православному прихожанину, все пятнадцать канонических Поместных православных церквей мира принципиально равны между собой, имеют право предоставлять автокефалии своим собственным частям, открывать приходы и епархии на территориях, свободных от других церквей, но если какая-то территория входит в канонические границы любой другой Поместной церкви, то нельзя вторгаться на эту территорию без разрешения ее церковной власти. И статус Константинопольского патриархата как «первого среди равных» (primus inter paribus) никоим образом не дает Фанару право это правило нарушать. Но…

Предвестником того, что Константинопольская церковь готова «исправлять» православную догматику на свой собственный лад стал Критский собор 2016 года, в регламенте которого Фанар попытался закрепить свое право на созыв Вселенских соборов. В ответ на это Болгарская, Антиохийская, Грузинская и Русская церкви одна за другой отказались от участия в Соборе. Уже через два года последовало вторжение Константинополя на Украину и на Фанаре прямо заявили о своем исключительном праве даровать автокефалии и осуществлять суд над любыми православными священнослужителями. Но «революция достоинства» на Украине – это был настоящий «звёздный час» для Константинополя. В 2014 году, когда Госдеп и украинский президент Петр Порошенко развернули кампанию гонений на Украинскую православную церковь Московского патриархата, чтобы сломить УПЦ, отвернуть от нее прихожан, было решено создать так называемую «Православную церковь Украины» (ПЦУ), а патриарх Варфоломей дал ей томос об автокефалии, несмотря на то, что в 1990-х сам анафематствовал Филарета (Денисенко), основателя раскольнической «Украинской православной церкви Киевского патриархата», ставшей базой для создания ПЦУ. Тут к месту сказать, что создание ПЦУ и легализацию этой структуры среди Поместных православных церквей лично лоббировал госсекретарь США Майк Помпео. И ещё никто не опроверг, что тогдашний президент Украины Петр Порошенко подписал меморандум, в котором шла речь о передаче в собственность или пользование Константинопольскому патриархату 38  древнейших храмов и монастырей на Украине. И что томос Варфоломея обошелся Порошенко в 20 миллионов долларов.

Понятно, что томос для ПЦУ стал демонстрацией папистских претензий патриарха Варфоломея на «первенство среди равных». Открытый конфликт между Поместными церквями стал неизбежным, и в него оказался вовлеченным весь православный мир.

С тех пор для идеологов фанарского всевластия Константинопольский патриархат имеет право практически на все.

Нельзя не вспомнить, что в 2014 году, тогда ещё митрополит Элпидофор писал: «Длительный период в истории Церкви первенствующим иерархом Вселенской Церкви был епископ Рима. Когда евхаристическое общение с Римом было прервано, каноническим первоиерархом Православной Церкви стал архиепископ Константинополя. В случае архиепископа Константинополя мы обнаруживаем уникальное соединение всех трех уровней первенства, а именно: на местном уровне (архиепископ Нового Рима – Константинополя), на региональном (патриарх) и вселенском (Вселенский патриарх). Это тройное первенство переходит в особые привилегии, такие как права на апелляцию и право предоставлять или отнимать автокефалию». 

Удивительно! Митрополиту, а теперь уже и архиепископу Элпидофору приходится напоминать, что патриарх – лишь носитель, но не «источник» власти в православии. Если Фанар думает иначе, то он уже пребывает в ереси. Это очевидно и из того факта, что, читая лекцию на тему «Будущее православно-римско-католических отношений в США» в Фордемском университете в Нью-Йорке, Элпидофор однозначно высказался за союз с Ватиканом. «Необходимость этого подтверждается и докладом, представленным 13 июня 2024 года в Риме кардиналом Куртом Кохом, ответственным за экуменические вопросы, и Марио Греком, генеральным секретарем Всемирного синода епископов, –  апеллировал православный архиепископ к кардиналам. – В докладе предлагается христианским церквям в будущем признать папу своим "почетным предстоятелем"».

Если совсем коротко о католической ереси, то она восходит ещё ко II Вселенскому собору 381 года, запретившему не только внесение каких-либо изменений в Никео-Цареградский Символ веры, даже формальных, но и епископам одних Поместных церквей вмешиваться в дела других Поместных церквей. «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен». Филио́кве (лат. «и от Сына») – добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но «от Отца и Сына» к латинскому тексту Никео-Цареградского символа веры, сделанное в VII веке Западной (Римской) церковью в догмате о Троице и официально принятое ею в XI веке, послужило началом для разделения Вселенской церкви. Римская церковь, исказив Символ веры, ввела в оборот и ещё один новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле. Как раз то, к чему устремился теперь Константинополь. Он исторически не является источником для других церквей. На эту роль вправе претендовать разве что Иерусалимская церковь. Поэтому Константинополю приходится искать дополнительные аргументы в пользу того, что именно он есть «начало» и «источник» для всех Православных Церквей, порождая идеологические химеры о том, что он является источником чистоты православного учения и является носителем «непогрешимого» эллинизма.

Фанар, Фанар, Фанар… Присвоивший себе имя мёртвого города, прикрывающий православным прошлым своё отпадение от Церкви Христовой, потерявший после русско-турецких и балканских войн XIX века почти всю свою паству и готовый целовать туфлю новому римскому папе Льву XIV в Апостольском дворце Ватикана, обещая при этом «приверженность богословскому диалогу между Католической и Православной церквами», вот куда привела тебя измена православию.

Всё так: именно Константинопольскому престолу православные христиане обязаны литургической и монашеской традициям, богослужебным уставом. Это Константинополь принес свет Христовой веры на земли Болгарии и Руси, Чехии и Польши. Он защищал православие на земле сегодняшней Украины после Брестской унии. Царьград украсил нашу веру патриархами константинопольскими Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, святыми Феодором Студитом, Афанасием и Петром Афонскими… 

Но с конца XIX века автокефалии Румынии, Болгарии, Сербии, Греции и Малоазийская катастрофа, когда турки вырезали около 700 тысяч греков, и это было ужаснее, чем падение Константинополя, а так же последовавший за нею обмен населением между Турцией и Грецией оставили Константинопольский патриархат практически без паствы. И с 1923 года по Лозаннскому мирному договору между Турцией и победившими странами Антанты Константинопольскому патриарху был определен статус главы греческой общины в Турции. И в международном праве его статус зафиксирован именно так - как бы настойчиво Фанар ни заявлял сегодня, что является Вселенским патриархатом. Стамбул и его окрестности, несколько греческих островов и 5 небольших епархий в Турции плюс патриарх Варфоломей с резиденцией при храме великомученика Георгия Победоносца, что в стамбульском квартале Фанар. Под его власть после рассеяния народов в результате Второй мировой попал ряд епархий в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии с Новой Зеландией, а также Святая Гора Афон. Из пяти с четвертью миллионов его прихожан больше половины живёт в Штатах и Канаде. А сам «святейший архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх» Варфоломей лишь исторический знак вопроса в конце большой дороги, которую прошло православие с 16 июля 1054 года, когда в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от церкви. В ответ на это через 3 дня патриарх предал анафеме папу и его легатов. 

Знак вопроса над Фанаром неизбежен хотя бы потому, что паства Русской православной церкви Московского патриархата по всему миру, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, перешагнула за 180 миллионов человек. Есть, что отнимать вопреки каноническому праву. Вспомним 1923 год, когда Константинополь захватил Финляндскую церковь - автономию в составе РПЦ. В том же году последовал черёд Эстонской православной церкви, которая обратилась на Фанар с просьбой об автокефалии. Но фанариоты решили не упускать добычу и включили Эстонскую церковь в состав Константинопольского патриархата на правах автономии. Затем подобный захват паствы был организован в Литве, где Константинополь создал подчиненную себе параллельную церковную юрисдикцию. С Польшей вообще произошла комичная история: правительство Юзефа Пилсудского заплатило патриарху Григорию 12 000 фунтов за автокефалию Польской церкви. И только после войны, в 1948 году, иерархи Польской церкви принесут покаяние Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и получат законную автокефалию. Константинопольский патриархат захватил русские зарубежные приходы под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского). А когда митрополит Евлогий в 1945 году пожелал вернуться в РПЦ, то Константинополь не дал ему отпускной грамоты.

Сегодня проблема состоит не только во вмешательстве одной Поместной церкви в дела другой, не только в споре за каноническую территорию. Главная проблема – попытка Константинополя навязать всему православному миру своё «учение» о Церкви и заставить весь православный мир подчиниться и признать привилегии «Нового Рима». Наивно полагать, что его сторонниками станут прихожане более полутора тысяч храмов Украинской православной церкви, силой захваченных нациками, избивавших при этом и священников, и мирян. Вот почему сегодня Фанар разворачивается в марше навстречу глобальной унии с Римом. Еще 2 года назад представитель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Димитрий (Плумис) и представитель Ватикана епископ Матье Руж вместе написали статью в Le Figaro, в которой «задумались» на предмет сроков такого объединения. И заявили, что в 2025 году можно начать с совместного празднования Пасхи, чтобы полное объединение католиков и православных завершить в 2054 году. А патриарх Варфоломей преподносит римскому папе Льву XIV икону Божией Матери Одигитрии, написанную на Афоне, и несколько своих книг, участвуя в торжественной мессе начала понтификата. А потом посетил римскую базилику Санта-Мария-Маджоре, помолился у гробницы папы Франциска и признался, что для него «будет честью принять Его Святейшество не только в Никее, но и с официальным визитом в Константинопольский Патриархат». А стоило Льву XIV предложить отметить 1700-летие I Вселенского собора совместно с православными и обсудить вопрос об общей дате Пасхи для всех христиан, как патриарх Варфоломей, выступая в Страсбурге на Совете Европы, выразил своё горячее согласие с ним. Знает Варфоломей, чем угодить Риму, хоть и пребывает в другой церкви и сидит в другом городе, которого на карте нет. 

Другие материалы