Армения и Иран 12 августа планируют провести консультации высокого уровня для обсуждения последних событий, а также региональной стабильности. Целью консультаций является более чёткое понимание происходящих событий и донесение до армянской стороны позицию и опасения Тегерана, сообщил официальный представитель МИД ИРИ Эсмаил Багеи. Иран ценит дружественные связи, основанные на добрососедстве и взаимных интересах, и поддерживает контакты с этими странами по вопросам, связанным с событиями в регионе, особенно если они прямо или косвенно затрагивают Иран.
Подписание 8 августа в Вашингтоне Совместного заявления с последующим созданием «Зангезурского коридора» приведёт к «дезинтеграции» Армении, полагает советник рахбара Али Акбар Велаяти, напоминая о том, что во время визита в Иран премьер-министр Пашинян выражал солидарность с иранской позицией и выступил против создания коридора. Вот и сейчас варчапет поспешил позвонить в Москву и Тегеран, а ещё ранее стало известно о запланированном до конца августа визите в Ереван президента Ирана Масуда Пезешкиана. По словам министра иностранных дел Аббаса Аракчи, в течение последнего года Тегеран активно работал над развитием отношений с соседними странами.
Напомним, 4 июля президент Ирана принял участие в 17-м саммите Организации экономического сотрудничества, который состоялся в Ханкенди (бывшая столица непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Степанакерт), переговорив с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В программу поездки входило также помещение города Шуша (исторический центр Карабахского края).
С одной стороны, июльский визит именно в Азербайджан можно было понять как готовность Ирана всерьез воспринимать Баку и отчасти смириться с положением "на земле". С другой стороны, дополнительный символизм этому шагу иранской стороны придает тот факт, что поездка президента Пезешкиана состоялась именно в Карабах. Ранее, в июле, по берегам Аракса прошли 4-дневные совместные военные учения, призванные продемонстрировать некоторое потепление двусторонних отношений после длительного периода враждебности и подозрительности.
Безусловно, частью армянского общества любое международное мероприятие в Нагорном Карабахе и уж тем более с иранским участием воспринимается весьма болезненно. Вместе с тем Еревану куда целесообразнее было бы не обижаться на действия Ирана, а понять некоторые причинно-следственные связи, заставляющие Тегеран действовать сегодня так, а не иначе. Ведь в этом жесте очевидно просматривается месседж Пашиняну приблизительно следующего содержания: «Мы не воспринимаем всерьёз ни тебя, ни твоих кураторов, а вот с победителем Алиевым нам уже есть что обсудить».
Несмотря на противоречия с правящими элитами в Ереване, иранцы решили предпринять очередную попытку убедить армянские власти пересмотреть свои взгляды на регион и роль Армении в нём. Предстоящий визит Пезешкиана, по существу, подсвечивает красные линии, в полной мере отвечающие в том числе и армянским национальным интересам. Транзитный коридор между Ереваном и Баку должен стать путем мира и развития, а не инструментом для достижения гегемонистских целей внешних сил, заявил президент Ирана Николу Пашиняну в ходе состоявшегося между ними 11 августа телефонного разговора. Согласно Mehr News, в ходе беседы Пезешкиан подчеркнул важность сохранения суверенитета Армении в данном вопросе и недопустимость вмешательства каких-либо военных или силовых структур в имплементацию транзитного коридора по северному берегу Аракса.
Тем не менее Армения будет работать с США и третьими странами (а также с негосударственными субъектами внешнеполитической деятельности, включая частные военные компании) над тем, чтобы организовать в Сюнике транзитный "маршрут Трампа ради международного мира и процветания" (Trump Route for International Peace and Prosperity – TRIPP). Конечно, иранцы обычно хорошо умеют просчитывать подобные стратегически значимые аспекты мировой политики и замыслы конкурентов. И им явно очевидно, интересам каких игроков будет, прежде всего, отвечать реализация плана по созданию коридора на Южном Кавказе, даже если он сменил лейбл или этикетку с «Зангезурского» на TRIPP.
От реализации американо-азербайджанских планов так или иначе пострадают интересы всех региональных игроков, и уж тем более тех из них, которые стремятся брать на себя роль регионального центра силы, как Иран. Впрочем, это касается всех подписантов Конвенции о правовом статусе Каспия от 2018 года.
В этом смысле важен акцент, который сделал Велаяти в своем вышеупомянутом заявлении относительно России. По его словам, в Тегеране считают, что Москва также стратегически против этого коридора. Дипломат также уточнил, что коридор изменит геополитическую ситуацию на Южном Кавказе, затронет границы Ирана, приведет к фрагментации Армении и создаст условия для присутствия НАТО в регионе. И действительно изменение баланса сил в регионе формально устранит последний барьер на пути к милитаризации Каспия и присутствия в нем флотов любых недружественных, в том числе и Москве, государств.
Вышеуказанное предупреждение Вилаяти подхватил и иранский генерал, заместитель политического руководителя КСИР Сардар Джуани. По его мнению, «Иран, РФ и Индия не останутся безучастными к этому разрушительному событию». Более того, якобы и сам Верховный лидер Али Хаменеи написал у себя в соцсети, что «Тегеран никогда не примет политики и программы, которые приведут к закрытию границы между Ираном и Арменией».
Так или иначе, все эти заявления любопытны применительно к российской позиции. Оптимизм иранской стороны относительно позиции Кремля по этому поводу может столкнуться с непростой реальностью сегодняшнего дня. Проблема здесь не только в широком диапазоне оценок подписанных 8 августа в Вашингтоне документов, но и в том, что в условиях затянувшейся СВО у Москвы попросту может не хватить сил противодействовать Западу и его сателлитам ещё и к югу от Большого Кавказского хребта.
Можно предположить, что всё это в должной мере учитывается в Тегеране, где вполне реалистично оценивают всю полноту сложившейся ситуации и готовы к совместным действиям с Москвой и Нью-Дели по нейтрализации общих угроз. В конце концов, пусть мнимое, но потепление отношений Армении с Азербайджаном и Турцией означает, что Индия не только потеряет покупателя своей военной продукции, но и с высокой долей вероятности канут в лету перспективы появления Международного транспортного коридора «Персидский залив – Чёрное море». Не говоря уже о том, что позиции союзного Пакистану, а значит автоматически враждебного Индии Азербайджана заметно окрепнут.
Соответственно, поле для координации и кооперации между Ираном, Россией и Индией существует, а угрозы у нас на троих общие, отнюдь не мнимые. Разумеется, совместные усилия двух великих держав РФ и Индии при поддержке регионального Ирана способны обратить вспять недружелюбные планы Еревана, Баку, Анкары и Вашингтона. И грех будет этим не воспользоваться.