20 ноября на космодроме Starbase (Бока-Чика, штат Техас) компании Илона Маска SpaceX во время тестовых испытаний новейшей модели космического корабля Starship взорвалась первая ступень сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy V3 Booster 18.
«В четверг (20 ноября) компания SpaceX выкатила 18-й ускоритель, первую ступень первой мегаракеты Starship “версии 3”, чтобы начать первый этап испытаний перед следующим испытательным полетом. Версия 3 примет эстафету от Starship V2, которая завершила год трудностей, связанных с развитием, двумя последовательными успешными испытательными полетами в августе и октябре этого года… Теперь, похоже, V3 тоже столкнется с трудностями роста», – сообщает портал Space.com.
«Во время испытаний газовой системы под давлением, которые мы проводили перед структурными испытаниями, на ракете-носителе № 18 произошла аномалия. На ракете-носителе не было топлива, и двигатели еще не были установлены. Командам нужно время для расследования, прежде чем мы сможем с уверенностью установить причину. Никто не пострадал, так как мы соблюдаем безопасную дистанцию между персоналом и ракетой во время подобных испытаний. Территория остается свободной, и мы разрабатываем планы безопасного возвращения на объект… Очень значительные повреждения всей секции топливного бака с жидким кислородом», – сообщили в SpaceX.

Заметим, что американцы избегают называть происшедшую в ту ноябрьскую ночь на космодроме Starbase аварию словом «взрыв», хотя это было отчетливо видно на видео инцидента.
На профильных форумах американские инженеры пытаются понять причины очередной катастрофы суперракеты SpaceX:
«Мой анализ показывает, что у ускорителя 18 была слишком низкая прочность на той стороне, которая взорвалась…
Я видел изображения крупным планом, и похоже, что вся чертова нижняя часть усилителя разорвана (на фото виден разрыв основного топливного бака. – В.П.). Понятия не имею, как оно еще стоит…
Вопреки утверждениям некоторых, это не похоже на отказ бака с жидким кислородом – если бы это было так, то при таком количестве болтающейся стали, то, конечно же, вся конструкция развалилась бы? Вместо этого это больше похоже на какое-то событие избыточного давления в трубопроводах клапанов COPV в килевых отсеках. Тем не менее это не сулит ничего хорошего для будущего B18».
В SpaceX, похоже, не смогли понять причин аварии первой ступени ракеты Super Heavy – ускорителя /бустера B 18 и начали тестировать его по частям.

Так, 23 декабря на космодроме Starbase было проведено тестирование топливного бака ускорителя. Бак прошёл серию криотестов с жидким азотом, включая проверки на прочность под давлением и симуляцию эксплуатационных нагрузок. Испытания завершились без разрушений.
Starship V3 – это уже третья модификация лунно-марсианского космического комплекса Starship/Super Heavy.
Большинство тестовых запусков первой версии были, как мы писали, неудачными и закачивались взрывами.

Вторую версию постигла та же аварийная судьба. Первые два испытательных запуска привели к двум взрывам и заставили экспертное сообщество усомниться в технической грамотности инженеров SpaceX.
«Разработка Starship, мегаракеты SpaceX, которая должна доставить астронавтов на Луну, а возможно, и на Марс, столкнулась с серьезной проблемой… Последняя версия космического аппарата, известная как Block 2, демонстрирует худшие результаты, чем ее предшественница .
Во время восьмого орбитального испытательного полета Starship верхняя ступень ракеты взорвалась, разбросав обломки над побережьем Флориды. Хуже того, это был уже второй случай взрыва Starship Block 2; аналогичное зрелище развернулось во время предыдущего испытательного полета в конце января [2025 года], когда верхняя ступень “быстро и незапланированно развалилась” над Карибским морем», – отметил портал Futurism.
«Вокруг SpaceX сложился определенный образ, но сейчас становится ясно, что они тоже люди», – сказал Дэниел Дамбахер, профессор инженерной практики в Университете Пердью и бывший сотрудник NASA, в интервью The New York Times.
«Два потерянных Starship, которые оба вышли из строя менее чем через 10 минут после старта, были модернизированной конструкцией. К сожалению, они оказались менее успешными, чем более старая версия Starship, которая совершила полет в прошлом году. Три предыдущих испытательных полета успешно совершили кругосветное путешествие, выдержали вход в атмосферу над Индийским океаном, а затем имитировали посадку в водах у западного побережья Австралии.
Кроме того, отказы седьмого и восьмого полетов произошли примерно в одной и той же точке полета, и оба, по-видимому, возникли вблизи двигателей второй ступени космического корабля. Это говорит о том, что SpaceX не удалось успешно диагностировать и устранить проблему. Это может указывать на существенный конструктивный недостаток модернизированного Starship», – подвела итог первым двум запускам Starship V2 NYT.

Заключительный тестовый полет второй версии Starship прошёл успешно, если не считать того, что ускоритель/бустер B15 упал в воды Мексиканского залива и взорвался.
«Starship Block 2 всегда был промежуточным блоком; у него была уменьшена полезная нагрузка, и он не мог дозаправляться на орбите. Однако планировалось, что именно этот блок повысит надёжность, выведет Starship на орбиту и выведет на орбиту первые работающие спутники Starlink.
Этого не произошло», – указывает портал Space Explored.
Тот факт, что каждая новая версия Starship теряет успешные наработки предыдущей, был подмечен в соцсетях: «Каждый раз, когда они делают крупное перепроектирование, а их будет много, очень много, с разными версиями Starship, будет высокая вероятность новых проблем… Сбои происходят каждый раз. Создается ощущение, что достигнутый прогресс сбрасывается при каждой крупной переработке».
Аварии и взрывы – обычное дело для SpaceX, чья философия перекликается с подходом Кремниевой долины «действуй быстро и ломай всё» (move fast and break things). Но в случае с сотворением все новых и новых версий Starship/Super Heavy более чем очевидно, что инженеры Маска не имеют представления, каким должен быть перспективный комплекс для полетов в дальний космос и действуют по методу «научного тыка».

Действуя в духе «лучше новых нарожать, чем старых отмывать», в SpaceX уже работают над новой версией ракеты Starship V4, которая будет оснащена 42 двигателями Raptor, на три больше, чем у третьей версии многострадального космического корабля.
Однако администрация Трампа, похоже, избавилась от иллюзий в отношении скорейшего покорения Луны и Марса и недавно прекратила финансирование лунной программы, решив сосредоточиться на покорении Марса.
Это ударило прежде всего, как мы писали, по космическим программам корпораций Boeing и Lockheed Martin.
У Илона Маска покамест еще хватает денег и энтузиазма, чтобы еще какое-то время быстро «действовать» и ещё быстрее «ломать», но в США уже начинают понимать, что если и дальше идти на поводу у такого мастера-ломастера, то можно проиграть лунную гонку конкурентам.
В ходе недавних слушаний в комитете палаты представителей Конгресса США Дэниел Дамбахер заявил, что система Starship с её многочисленными тестовыми полётами слишком велика и сложна, чтобы достичь текущей целевой даты – 2027 года – для лунной миссии Artemis III или даже 2030 года, когда Китай планирует высадить астронавтов на Луну.
«По мне, так нужно сделать всё проще», – сказал он.
Однако проще не получится.
Корпорации Boeing и Lockheed Martin Трамп из проектов дальнего космоса вычеркнул, как несправившихся, а проекты Starship Илона Маска с каждым новым апгрейдом становятся все мощней, сложней и аварийней.
Все идёт к тому, что если на Марсе и будут яблони цвести, то уж никак не американские.