Взрыв очередной ракеты Илона Маска похоронил лунно-марсианские мечты Америки

Проекты Starship с каждым новым апгрейдом становятся всё более сложными и аварийными

20 ноября на космодроме Starbase (Бока-Чика, штат Техас) компании Илона Маска SpaceX во время тестовых испытаний новейшей модели космического корабля Starship взорвалась первая ступень сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy V3 Booster 18. 

«В четверг (20 ноября) компания SpaceX выкатила 18-й ускоритель, первую ступень первой мегаракеты Starship “версии 3”, чтобы начать первый этап испытаний перед следующим испытательным полетом. Версия 3 примет эстафету от Starship V2, которая завершила год трудностей, связанных с развитием, двумя последовательными успешными испытательными полетами в августе и октябре этого года… Теперь, похоже, V3 тоже столкнется с трудностями роста», сообщает портал Space.com. 

«Во время испытаний газовой системы под давлением, которые мы проводили перед структурными испытаниями, на ракете-носителе № 18 произошла аномалия. На ракете-носителе не было топлива, и двигатели еще не были установлены. Командам нужно время для расследования, прежде чем мы сможем с уверенностью установить причину. Никто не пострадал, так как мы соблюдаем безопасную дистанцию между персоналом и ракетой во время подобных испытаний. Территория остается свободной, и мы разрабатываем планы безопасного возвращения на объект… Очень значительные повреждения всей секции топливного бака с жидким кислородом», сообщили в SpaceX.

Заметим, что американцы избегают называть происшедшую в ту ноябрьскую ночь на космодроме Starbase аварию словом «взрыв», хотя это было отчетливо видно на видео инцидента.

На профильных форумах американские инженеры пытаются понять причины очередной катастрофы суперракеты SpaceX:

«Мой анализ показывает, что у ускорителя 18 была слишком низкая прочность на той стороне, которая взорвалась…

Я видел изображения крупным планом, и похоже, что вся чертова нижняя часть усилителя разорвана (на фото виден разрыв основного топливного бака. – В.П.). Понятия не имею, как оно еще стоит…

Вопреки утверждениям некоторых, это не похоже на отказ бака с жидким кислородом – если бы это было так, то при таком количестве болтающейся стали, то, конечно же, вся конструкция развалилась бы? Вместо этого это больше похоже на какое-то событие избыточного давления в трубопроводах клапанов COPV в килевых отсеках. Тем не менее это не сулит ничего хорошего для будущего B18».

В SpaceX, похоже, не смогли понять причин аварии первой ступени ракеты Super Heavy – ускорителя /бустера B 18 и начали тестировать его по частям.

Так, 23 декабря на космодроме Starbase было проведено тестирование топливного бака ускорителя. Бак прошёл серию криотестов с жидким азотом, включая проверки на прочность под давлением и симуляцию эксплуатационных нагрузок. Испытания завершились без разрушений.

Starship V3 – это уже третья модификация лунно-марсианского космического комплекса Starship/Super Heavy.

Большинство тестовых запусков первой версии были, как мы писали, неудачными и закачивались взрывами. 

Вторую версию постигла та же аварийная судьба. Первые два испытательных запуска привели к двум взрывам и заставили экспертное сообщество усомниться в технической грамотности инженеров SpaceX. 

«Разработка Starship, мегаракеты SpaceX, которая должна доставить астронавтов на Луну, а возможно, и на Марс, столкнулась с серьезной проблемой… Последняя версия космического аппарата, известная как Block 2, демонстрирует худшие результаты, чем ее предшественница .

Во время восьмого орбитального испытательного полета Starship верхняя ступень ракеты взорвалась, разбросав обломки над побережьем Флориды. Хуже того, это был уже второй случай взрыва Starship Block 2; аналогичное зрелище развернулось во время предыдущего испытательного полета в конце января [2025 года], когда верхняя ступень “быстро и незапланированно развалилась” над Карибским морем», отметил портал Futurism. 

«Вокруг SpaceX сложился определенный образ, но сейчас становится ясно, что они тоже люди»,сказал Дэниел Дамбахер, профессор инженерной практики в Университете Пердью и бывший сотрудник NASA, в интервью The New York Times. 

«Два потерянных Starship, которые оба вышли из строя менее чем через 10 минут после старта, были модернизированной конструкцией. К сожалению, они оказались менее успешными, чем более старая версия Starship, которая совершила полет в прошлом году. Три предыдущих испытательных полета успешно совершили кругосветное путешествие, выдержали вход в атмосферу над Индийским океаном, а затем имитировали посадку в водах у западного побережья Австралии.

Кроме того, отказы седьмого и восьмого полетов произошли примерно в одной и той же точке полета, и оба, по-видимому, возникли вблизи двигателей второй ступени космического корабля. Это говорит о том, что SpaceX не удалось успешно диагностировать и устранить проблему. Это может указывать на существенный конструктивный недостаток модернизированного Starship», подвела итог первым двум запускам Starship V2 NYT. 

Заключительный тестовый полет второй версии Starship прошёл успешно, если не считать того, что ускоритель/бустер B15 упал в воды Мексиканского залива и взорвался. 

«Starship Block 2 всегда был промежуточным блоком; у него была уменьшена полезная нагрузка, и он не мог дозаправляться на орбите. Однако планировалось, что именно этот блок повысит надёжность, выведет Starship на орбиту и выведет на орбиту первые работающие спутники Starlink.

Этого не произошло»,указывает портал Space Explored. 

Тот факт, что каждая новая версия Starship теряет успешные наработки предыдущей, был подмечен в соцсетях: «Каждый раз, когда они делают крупное перепроектирование, а их будет много, очень много, с разными версиями Starship, будет высокая вероятность новых проблем… Сбои происходят каждый раз. Создается ощущение, что достигнутый прогресс сбрасывается при каждой крупной переработке».

Аварии и взрывы – обычное дело для SpaceX, чья философия перекликается с подходом Кремниевой долины «действуй быстро и ломай всё» (move fast and break things). Но в случае с сотворением все новых и новых версий Starship/Super Heavy более чем очевидно, что инженеры Маска не имеют представления, каким должен быть перспективный комплекс для полетов в дальний космос и действуют по методу «научного тыка».

Действуя в духе «лучше новых нарожать, чем старых отмывать», в SpaceX уже работают над новой версией ракеты Starship V4, которая будет оснащена 42 двигателями Raptor, на три больше, чем у третьей версии многострадального космического корабля.

Однако администрация Трампа, похоже, избавилась от иллюзий в отношении скорейшего покорения Луны и Марса и недавно прекратила финансирование лунной программы, решив сосредоточиться на покорении Марса.

Это ударило прежде всего, как мы писали, по космическим программам корпораций Boeing и Lockheed Martin.

У Илона Маска покамест еще хватает денег и энтузиазма, чтобы еще какое-то время быстро «действовать» и ещё быстрее «ломать», но в США уже начинают понимать, что если и дальше идти на поводу у такого мастера-ломастера, то можно проиграть лунную гонку конкурентам.

В ходе недавних слушаний в комитете палаты представителей Конгресса США Дэниел Дамбахер заявил, что система Starship с её многочисленными тестовыми полётами слишком велика и сложна, чтобы достичь текущей целевой даты – 2027 года – для лунной миссии Artemis III или даже 2030 года, когда Китай планирует высадить астронавтов на Луну.

«По мне, так нужно сделать всё проще», – сказал он.

Однако проще не получится.

Корпорации Boeing и Lockheed Martin Трамп из проектов дальнего космоса вычеркнул, как несправившихся, а проекты Starship Илона Маска с каждым новым апгрейдом становятся все мощней, сложней и аварийней.

Все идёт к тому, что если на Марсе и будут яблони цвести, то уж никак не американские.

Другие материалы