«Побег из Шоушенка», или Украина к 34-й годовщине независимости превратилась в нечто среднее между концлагерем и тюрьмой

«Побег из Шоушенка», или Украина к 34-й годовщине независимости превратилась в нечто среднее между концлагерем и тюрьмой

За побег из страны украинцам грозят сроками заключения от 3 до 8 лет

Буквально неделю назад Зеленский рассказывал о том, что киевская власть рассматривает возможность дать разрешение на выезд из страны юношам до 22 лет. Если точнее, то возрастом от 18 до 22 лет, потому что те, кто моложе пока еще могут выехать из Украины. Как и мужчины старше 60 лет.

Потом эта инициатива пошла гулять по правительственным и военным кабинетам, и премьер Свириденко неожиданно быстро вынесла в Верховную раду новый законопроект, с изменениями в законодательство.  Но не совсем теми, что ожидались.

Предложенный законопроект вносит новые положения в ст. 332 Уголовного кодекса (УК) Украины. Речь идет об ужесточении наказания за незаконное пересечение границы. Попытка такого правонарушения «в условиях военного или чрезвычайного положения» повлечет за собой штраф от 119 до 170 тыс. гривен (от 2900 до 4100 дол. США) или «лишение свободы на срок до трех лет».

При этом уничтожение или повреждение приграничных сооружений «группой лиц» грозит уже «лишением свободы на срок от трех до пяти лет», а действия, совершенные с насилием, оружием или угрозой его применения – «на срок от пяти до восьми лет».

Не забыли и о тех, кому как-то удалось законно выехать за пределы Украины, но они не вернулись в установленные выданными разрешениями сроки в этот концлагерь. Таким лицам грозит штраф от 34 до 51 тыс. гривен (от 820 до 1230 дол. США) или «лишение свободы на срок от трех до пяти лет».

До этого законопроекта бежавшим за границу украинцам грозила лишь административная ответственность в виде штрафа, а теперь вводятся полноценные и значительные уголовные сроки наказания.

Автор такого жесткого законопроекта – МВД Украины так объяснило свой подход к ужесточению наказаний: «Сегодня, к сожалению, мы видим массовые попытки уклониться от мобилизации путем незаконного выезда за границу. Как показывает практика, административные штрафы не сдерживают нарушителей». В этих условиях «наша ответственность – обеспечить безопасность государства и поддержать его обороноспособность в самое сложное время».

Кроме указанного кнута в виде тюремных сроков от 3 до 8 лет, киевский режим предложил маленькую морковку – возможность избежать уголовной ответственности в случае добровольного возвращения в страну в течение от месяца до трех в зависимости от того насколько законным был сам выезд.

Тем, кто «задержался» за границей после истечения разрешенного срока выезда, дадут 1 месяц на возвращение, а тем, кто переплыл Тису, прошел по горным тропам через Карпаты или прорвался через колючую проволоку в других местах границы – получат на размышление целых 3 месяца.

На недоумение общества – А где же разрешение на выезд для тех, кому меньше 22 лет? – Свириденко заявила, что «этот предмет требует широкого обсуждения, дискуссии и мы эту дискуссию ведем вместе с военными». Что называется – фиг вам, а не выезд, тем более что Генштаб категорически против такой возможности, предпочитая держать молодежь внутри страны на случай угрозы обвала фронта и необходимости ужесточения мобилизации.

А теперь стоит посмотреть на другую статью УК Украины, которая называется: Статья 393 «Побег из места лишения свободы или из-под стражи». 

В пункте 1 этой статьи указывается, что такое правонарушение наказывается «лишением свободы на срок от трех до пяти лет». В пункте 2 уточняется, что те же действия совершенные группой лиц или «в сочетании с овладением оружием или с его использованием, или с применением насилия или угрозой его применения», а также «с повреждением инженерно-технических средств охраны» караются «лишением свободы на срок от пяти до восьми лет».

Получается, что уголовное наказание за побег из тюрьмы будет практически идентичным наказанию за побег из Украины. Совпадение? Не думаю, ведь достаточно применить известное со школы свойство логического отношения величин: если a=с и b=c, то и a=b. 

Другими словами, если за побег из Украины дают от 3 до 8 лет заключения, и за побег из тюрьмы дают от 3 до 8 лет заключения, то выходит, что Украина – это тюрьма. Ну или, как минимум, окруженный со всех сторон колючей проволокой огромный концлагерь, из которого не выпускают мужчин в возрасте от 18 до 60 лет. Причем за повреждение этой колючей проволоки в обоих случаях тюремный срок только увеличивается.

Украинские СМИ пишут, что за три года (с февраля 2022 года по март 2025 года) пограничники задержали около 43 тысяч военнообязанных, пытавшихся незаконно выбраться из страны. Полученные из соседних стран данные за вдвое меньший срок в полтора года (с февраля 2022 года по август 2023 года) содержат информацию о том, что 20 тысяч мужчин все-таки смогли перебраться через границу. 

Наверняка, за следующие годы их количество только возросло, т.е. по состоянию на сегодня, как минимум, 50 тысяч мужчин с украинскими паспортами незаконно покинули страну. Интересно, сколько из них вернутся домой под угрозой уголовного наказания?

Бывший депутат Верховной рады Олега Царева, считает, что не все так плохо и тюремное заключение особо никому не грозит. По его мнению, «гораздо более вероятно, что акцент сделают на штрафах: посадив человека в тюрьму, государство теряет потенциального мобилизованного, тогда как оштрафованного можно и наказать финансово, и при этом сохранить как ресурс для армии».

Таким образом, те, кто вернется на Украину, чтобы избежать тюремного срока не только заплатят огромные штрафы в бюджет на продолжение боевых действий, но еще и сами отправятся на передовую пополнить части ВСУ.

Что же касается слов Зеленского о возможности выезда для юношей моложе 22 лет, то Царев считает, что тот руководствовался политической, а не военной логикой: «Именно эта возрастная группа была наиболее заметна на недавних уличных акциях протеста против притеснений антикоррупционных органов, а значит их потенциальный выезд за границу мог снизить уровень внутреннего давления».

Так что никакого условно-досрочного освобождения из тюрьмы «Украина» можно не ждать как этим юношам, так и всем мужчинам до 60 лет.

Политолог Юрий Романенко полагает, что Офис президента «своими руками формирует революционную ситуацию в условиях войны». Принятие этого законопроекта приведет к тому, что, во-первых, «вырастет такса по обилечиванию желающих выехать».

Во-вторых, отбивается мотивация возвращаться, поэтому большинство выехавших «ускорит выход из гражданства, дабы ничего не иметь общего с концлагерем», тем более что осуждение на уголовный срок позволит Киеву «обращаться в Европу» для выдачи заочно осужденных украинскими судами граждан.

В-третьих, уклонистов мотивируют на бегство через границу с применением оружия, т.к. «если ты априори уже преступник, то оружие повышает шансы перебежать». Следствием этого станет «резкий рост насилия на границе», как и «количества охранителей границы».

Можно сказать киевский режим приготовил гражданам на 34-ю годовщину независимости Украины «чудесный сюрприз», стремясь выжать все соки как из тех, кто хочет сбежать из этой тюрьмы, так и из тех, кто вырвался на свободу, но рискует получить другой тюремный срок.

Фото: ukraina.ru