Очередное правительство Франции отправлено в отставку: кризис власти или крах глобалистов?

Французские политики хотят произвести перезагрузку власти

Ровно девять месяцев назад Национальная ассамблея Франции объявила вотум недоверия премьер-министру Мишелю Барнье, и вот очередь дошла до его преемника – Франсуа Байру.

8 сентября большинство в 364 из 577 депутатов высказало вотум недоверия его правительству, тогда как предыдущий премьер набрал против себя лишь 331 голос.

Подход депутатов в этот раз можно назвать более радикальным, чем в прошлый. Тогда Национальная ассамблея имела иммунитет от своего роспуска, действовавший в течение одного года после досрочных парламентских выборов, состоявшихся летом 2024 года. Теперь же такого препятствия нет, и некоторые партии не прочь померяться силами в очередном политическом противостоянии. 

Этот подход не в последнюю очередь способствовал негативным для правительства результатам голосования, но главным было, естественно, неприятие депутатами проекта государственного бюджета Франции на 2026 год, против которого выступили все оппозиционные блоки – и левые, и правые.

На сегодня государственный долг Франции составляет около 114% ее ВВП, что гораздо выше лимита разрешенного нормами ЕС. Именно поэтому Байру представил в июле этого года план по ограничению государственных расходов, который предусматривает отказ от ежегодного повышения пенсий и социальных выплат. Это позволило бы сэкономить бюджету порядка 44 млрд евро в 2026 году. Однако депутаты не согласились на такие меры экономии и высказали недоверие правительству.

Сам Байру, выступая перед депутатами оправдывал экономические проблемы в том числе жёсткой политикой США, включая таможенные пошлины по отношению к европейским странам: «Раньше я верил, что американский Запад – это наш близкий сосед. Но сегодня мы видим бульдозерную политику, где грубая сила побеждает под аплодисменты одних и стоны отчаяния других».

Не отрицая всей правоты этого оправдания, уже бывшему премьеру стоило бы вспомнить о десятках миллиардах евро, потраченных на поддержку Украины, которые ежегодно платит Франция как напрямую, так и через структуры ЕС. Или о многомиллиардных потерях французской экономики из-за антироссийских санкций, которые лишили ее дешевых энергоносителей и огромного рынка сбыта своих товаров.

По Конституции после вотума недоверия правительство должно подать в отставку, а президент – начать консультации с лидерами парламентских фракций. В прошлый раз Макрон именно с этого и начал, но назначил премьером удобную ему кандидатуру центристской партии, фактически украв победу крайне правых (RN) во главе с Марин Ле Пен, получивших на выборах 125 мест, и блока левых из «Нового народного фронта» (NFP) – 178 мест.

В интересах Макрона – подобрать такую кандидатуру, которая продержится хотя бы до истечения его президентских полномочий в 2027 году. Иначе придется снова распускать парламент, новый состав которого может занять гораздо более жесткую позицию по отношению к президенту.

В СМИ считают фаворитом на пост премьера 39-летнего министра обороны в уходящем правительстве Себастьяна Лекорню, однако гораздо большей популярностью в обществе пользуется молодой лидер RN Жордан Бардела, шансы на назначение которого Макроном минимальны.

На решение президента о выборе кандидатуры нового премьера могут оказать влияние протесты, запланированные на следующие дни, а именно: акция «Заблокируем все» 10 сентября и демонстрация профсоюзов 18 сентября.

Пока неизвестно, сколько протестующих выйдет на улицы, но только 10 сентября для «обеспечения безопасности» задействовано 80 тысяч силовиков, а глава МВД Ретайо пообещал жёсткую реакцию на любые беспорядки: «Мы не потерпим никакой блокады, никакого насилия».

Добившись отставки правительства, парламентские фракции снова разошлись в своих дальнейших целях. Представители Социалистической партии (PS) и «Национального объединения» (RN), как и перед назначением Байру в декабре прошлого года, заявили о своей готовности сформировать новое правительство, тогда как депутаты от партии «Неподчинившаяся Франция» (LFI) считают необходимой отставку президента страны и намерены инициировать соответствующую процедуру в парламенте.

Председатель «Национального объединения» Жордан Барделла заявил, что RN не поддержит инициативу левых из LFI по запуску механизма отстранения от власти президента Макрона: «У этой инициативы с отставкой нет шансов на реализацию, учитывая нынешнее соотношение сил в парламенте. В отличие от "Неподчинившейся Франции", я привержен республиканскому порядку, стабильности страны и не хочу хаоса».

Он подчеркнул, что не хочет обманывать ожидания избирателей, и напомнил о необходимости собрать большинство голосов не только в Национальной ассамблее (нижней палате парламента), но и в сенате (верхней палате парламента), где отсутствует необходимое количество голосов. Тем не менее Барделла считает что новое правительство «должно порвать с макронизмом», если хочет найти выход из кризиса.

На самом деле, досрочные президентские выборы совсем не в интересах RN. На ее главного кандидата Марин Ле Пен наложены судебные ограничения для участия в выборах, а апелляция на это решение будет рассматриваться судом не раньше апреля 2026 года. Поэтому RN пока не хочет педалировать отставку Макрона.

В то же время Марин Ле Пен как глава парламентской фракции RN еще во время дебатов 8 сентября потребовала роспуска Национальной ассамблеи, в чем она усматривает «высший интерес нации». Вполне ожидаемо, что новые перевыборы позволят ей получить самую большую фракцию в парламенте, что создаст условия для формирования своего правительства.

По опросу газеты Le Figaro, 64% французов поддерживают не только отставку правительства, но и уход из власти президента Макрона, рейтинг которого упал до 15%. Агентство Franceinfo уверено, что в стране «не будет стабильности без социальной справедливости». 

Американская газета The New York Times считает, что Францию ожидает сложный этап после отставки правительства на фоне ожидающихся протестов: «С юридической точки зрения Макрон может назначить кого угодно, но с политической – ему необходимо выбрать того, кто сможет оказаться приемлемым кандидатом для 577 законодателей Национальной ассамблеи, хотя бы на такой срок, чтобы успеть принять бюджет на 2026 год».

Британское издание The Telegraph подчеркнуло, что противники Макрона будут использовать кризис, чтобы добиться новых выборов в парламент: «Байру заплатил цену за то, что казалось ошеломляющим политическим просчетом, поставив на то, что законодатели поддержат его мнение о том, что Франция должна сократить государственные расходы, чтобы обуздать свои долги. Вместо этого они ухватились за голосование, чтобы объединиться против 74-летнего центриста».

За ситуацией в Париже внимательно следят в других европейских странах. Эксперт венгерского Центра фундаментальных прав Кошкович заявил, что на смену французскому правительству придут более опасные политические силы. По его мнению, сейчас наблюдаются последние «мучительные мгновения технократического либерализма» на Западе. На смену ему «придет постмодернистская форма левого движения, основанная на самоидентификации».

Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин считает, что «Франция устала от восьмилетнего позора своего президента Макрона. Проблема которого – он сам». По его мнению, французский президент, вмешиваясь во внутренние дела других государств и борясь за личную власть в Евросоюзе, окончательно потерял доверие граждан и довел страну до кризиса во всех сферах из-за своего тщеславия и некомпетентности.

Российский политик обратил внимание на то, что два из трех случаев вынесения вотума недоверия французскому правительству пришлись на период президентства Макрона: «Это очередной антирекорд за время его нахождения во главе государства».

Аналогичное мнение высказал сенатор Совета Федерации Алексей Пушков: «Президент Франции Эммануэль Макрон не справляется с управлением страной, а его встречи с президентом США Дональдом Трампом, с украинским главой Владимиром Зеленским и прочая “показуха” французам уже “поперек горла”».

Эти оценки ситуации во Франции очень хорошо иллюстрирует намерение Пьера де Голля (внука генерала Шарля де Голля – французского президента в 1959-1969 годах) получить российское гражданство ради будущего своих детей: «Мы хотим спасти детей от декаданса, от падения ценностей, происходящего в западном мире». По его словам, гражданство РФ позволит привить его детям фундаментальные ценности и дать им хорошее образование.

Вот только не у всех французов есть такая возможность. И большинству из них приходится выносить на себе все тяготы некомпетентного управления Макрона и его часто сменяющихся правительств.

На заглавном фото: массовые беспорядки, погромы и поджоги охватили всю Францию

Другие материалы